«Исламей»

Дата публикации: 12 декабря 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
12 декабря 1872 года в Москве на Пречистенке во временном помещении открылся Музей прикладных знаний. Его создавали по инициативе Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Основная идея организаторов сводилась к тому, чтобы содействовать «распространению сведений между недостаточно образованными классами». По их глубокому убеждению, «знания из кабинета ученого должны поступать в массы народа и стать его умственным достоянием». Для постоянного здания музея Московская Дума выделила участок между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Строительство длилось три года под руководством архитектора Николая Шохина. Влиятельный критик искусства Владимир Стасов, присутствовавший при открытии, отметил: «Это пышно, красиво, дворцом смотрит и не лишено оригинальности». С начала ХХ века Политехнический музей стал настоящим очагом культуры. В его стенах выступали Кандинский и Репин, Станиславский и Мейерхольд, Блок и Цветаева, Рахманинов и Термен. Во времена «хрущевской оттепели» на поэтические вечера с участием Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского и Окуджавы пробиться было практически невозможно. В Политехническом прошел первый разрешенный концерт советских бардов. В прославленной Большой аудитории Владимир Высоцкий пел свои первые песни, а Сергей Лемешев исполнял романсы Чайковского.
12 декабря 1766 года в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика среднего достатка Михаила Карамзина родился сын Николай — будущий писатель, поэт, журналист и историк. Литературную деятельность он начал с издания журнала «Детское чтение для сердца и разума», а главным трудом его жизни стала незаконченная «История государства Российского». Поэзия Карамзина стала провозвестником сентиментализма, а проза позволила русскому языку освободиться от груза архаичных форм и обрести изящную интонацию фразы. Его уму приписывают одну из самых емких характеристик России. Однажды русские эмигранты спросили писателя, что нового на родине, и получили ответ: «Воруют…».
Композиторы «Могучей кучки», собравшиеся вокруг Милия Балакирева, были сторонниками своего рода «музыкального славянофильства». Они стремились обуздать европейскую тенденцию с помощью русского фольклора. А поскольку Кавказ был частью России — там воевали, там отдыхали — народные мелодии этой части империи тоже брались «кучкистами» в творческую разработку. Милий Балакирев трижды бывал на Кавказе: он полюбил этот край, записывал народную музыку и мастерски импровизировал на темы горских мелодий. В своей фортепьянной фантазии «Исламей» он использовал мотив кабардинского танца, в котором юноша демонстрирует удаль, ловкость и грацию. При сочинении композитор держал в памяти технические возможности своего приятеля — пианиста-виртуоза Николая Рубинштейна. Произведение получилось эмоционально насыщенным и чрезвычайно сложным для исполнения. Фортепианная фантазия Милия Балакирева «Исламей» впервые прозвучала на публике 12 декабря 1869 года.

Последние события

Всё лучшее, чем гордится Россия

Архитектурный макет нового здания Национального центра «Россия» представили в Москве. Выставочный комплекс предназначен для демонстрации достижений Российской Федерации.

Музыкальная «Гатчина»

Три музыкальных фестиваля пройдут этим летом в музее-заповеднике «Гатчина». После пятилетнего перерыва состоится «Ночь музыки», которая будет посвящена творчеству Чайковского.

Господдержка для пианино

В Минпромторге предложили внести пианино в перечень продукции, на которую распространяются требования национального режима в госзакупках, чтобы защитить отечественные фортепианные фабрики.

Поиск по сайту