«Исламей»

Дата публикации: 12 декабря 2021

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
12 декабря 1872 года в Москве на Пречистенке во временном помещении открылся Музей прикладных знаний. Его создавали по инициативе Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Основная идея организаторов сводилась к тому, чтобы содействовать «распространению сведений между недостаточно образованными классами». По их глубокому убеждению, «знания из кабинета ученого должны поступать в массы народа и стать его умственным достоянием». Для постоянного здания музея Московская Дума выделила участок между Лубянской площадью и Ильинскими воротами. Строительство длилось три года под руководством архитектора Николая Шохина. Влиятельный критик искусства Владимир Стасов, присутствовавший при открытии, отметил: «Это пышно, красиво, дворцом смотрит и не лишено оригинальности». С начала ХХ века Политехнический музей стал настоящим очагом культуры. В его стенах выступали Кандинский и Репин, Станиславский и Мейерхольд, Блок и Цветаева, Рахманинов и Термен. Во времена «хрущевской оттепели» на поэтические вечера с участием Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского и Окуджавы пробиться было практически невозможно. В Политехническом прошел первый разрешенный концерт советских бардов. В прославленной Большой аудитории Владимир Высоцкий пел свои первые песни, а Сергей Лемешев исполнял романсы Чайковского.
12 декабря 1766 года в селе Михайловка Симбирской губернии в семье помещика среднего достатка Михаила Карамзина родился сын Николай — будущий писатель, поэт, журналист и историк. Литературную деятельность он начал с издания журнала «Детское чтение для сердца и разума», а главным трудом его жизни стала незаконченная «История государства Российского». Поэзия Карамзина стала провозвестником сентиментализма, а проза позволила русскому языку освободиться от груза архаичных форм и обрести изящную интонацию фразы. Его уму приписывают одну из самых емких характеристик России. Однажды русские эмигранты спросили писателя, что нового на родине, и получили ответ: «Воруют…».
Композиторы «Могучей кучки», собравшиеся вокруг Милия Балакирева, были сторонниками своего рода «музыкального славянофильства». Они стремились обуздать европейскую тенденцию с помощью русского фольклора. А поскольку Кавказ был частью России — там воевали, там отдыхали — народные мелодии этой части империи тоже брались «кучкистами» в творческую разработку. Милий Балакирев трижды бывал на Кавказе: он полюбил этот край, записывал народную музыку и мастерски импровизировал на темы горских мелодий. В своей фортепьянной фантазии «Исламей» он использовал мотив кабардинского танца, в котором юноша демонстрирует удаль, ловкость и грацию. При сочинении композитор держал в памяти технические возможности своего приятеля — пианиста-виртуоза Николая Рубинштейна. Произведение получилось эмоционально насыщенным и чрезвычайно сложным для исполнения. Фортепианная фантазия Милия Балакирева «Исламей» впервые прозвучала на публике 12 декабря 1869 года.

Последние события

Вышла антология «Звуковой обзор-4»

Фирма «Мелодия» и Союз композиторов России выпускают антологию «Звуковой обзор-4». В этом году проект посвящён вокальной и оперной музыке отечественных авторов.

Карельскую филармонию реконструируют

Карельскую национальную филармонию ждёт реконструкция. На работы, которые будут идти в 2025–2027 годах, потратят почти 2 млрд рублей.

«Вайб» 2024 года

«Вайб» стал словом года по версии портала «Грамота.ру». В тройку лидеров также вошли «скуф» и «прилёт». В голосовании участвовало 11 слов-кандидатов, их отбирали 400 филологов со всей страны.