Стэнли Кубрик «Заводной апельсин»: кино на грани дозволенного
Дата публикации: 30 декабря 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Заводной апельсин» — одна из лучших и самых резонансных картин в фильмографии Стэнли Кубрика. Обращаясь к ней, Ирина Кленская и Евгений Жаринов размышляют о том, каким образом в одном человеке могут сосуществовать благоговейная любовь к классической музыке и страсть к немотивированному насилию…
В поисках ответа авторы программы сами оказываются по разные стороны баррикад — способна ли прекрасная музыка вдохновлять на страшные злодеяния или сам человек, будучи в плену у своей несовершенной природы, извращает великое искусство?..
— Почему любовь к великой музыке не мешает человеку быть жестоким?
Евгений Жаринов: «...А всё потому, что музыка — это монолит. Это своего рода насилие над дурной, слабой и бессмысленной природой какого-нибудь Гранд-Каньона, где нет ни одной четкой совершенной линии или стройной организованной работы мысли. Искусство — это обоюдоострая игрушка, и глупо думать обывательски, что искусство существует лишь ради наслаждения и приобщения к прекрасному. Вспомним тогда Толстого и его „Крейцерову сонату“, когда эта самая соната вдохновляет главного героя на убийство собственной жены из простого ревностного подозрения. Вспомним, как рассуждает великий правовед и любитель человечества Лев Николаевич Толстой, который устами героя говорит нам о том, какая же разрушительная сила таится в музыке. Приведу другой пример — про Наполеона: когда наполеоновские войска шли в атаку, то впереди них шагали многочисленные мальчики-музыканты — барабанщики и флейтисты, которые были просто „пушечным мясом“ ради воодущевдения воинского духа. Известные строки говорят нам: „Когда на смерть идут — поют…“. Музыка несет в себе порой такое страшное вдохновение! Оно — древнее христианства, древнее Десяти заповедей Христа, древнее всех наших милых представлений о том, чтобы быть человеком. Музыкальный ритм у Кубрика призван, следуя идее Ницше, рождать трагедию из духа музыки. Но самое любопытное происходит тогда, когда бытовое насилие, пропущенное через трагедию, трансформируется в насилие эстетическое — художественное, и в этот самый момент с человеком происходит преображение. А до этого — много крови, как ни странно…»
Последние события
МАМТ покажет «Анну Болейн»
Премьерная серия показов оперы Гаэтано Доницетти «Анна Болейн» начнётся 25 июня в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Главную партию исполнит Хибла Герзмава.
На Сцене «Мельников» появится спектакль по Томасу Манну
Студенческий спектакль «Волшебная гора» войдёт в репертуар Сцены «Мельников». На новой площадке Театра на Бронной постановку по одноимённому роману Томаса Манна студенты ГИТИСа показали 19 июня.
«Голоса Суздаля» зазвучали
Начал работу фестиваль духовной музыки «Голоса Суздаля». Второй по счёту смотр открылся 21 июня концертом Московского мужского хора «Кастальский».