Государственный джаз-оркестр СССР

Дата публикации: 27 ноября 2021

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Если бы существовали боги, как удержался бы я, чтобы не быть богом?» Так рассуждает лирический герой книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Когда писателя спрашивали, к какому жанру можно отнести его художественно-философский трактат он отвечал: «К симфониям». Возможно поэтому симфоническую манеру повествования избрал и композитор Рихард Штраус. Он первым осмелился выразить конкретную философию в нотах. Герой Ницше отвергает и любовь, и религию, и науку, чтобы удалиться в «мир надзвёздный». Симфоническая поэма Штрауса — не музыкальный пересказ книги, а вольная фантазия на увлекшую композитора тему. Обычно это произведение называют ярким примером «позднего немецкого романтизма, тяготеющего к зарождающемуся модернизму». В мировом академическом репертуаре оно стало знаковым. Его фрагменты использовались далеко за пределами концертных залов: достаточно вспомнить фильм Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года» или музыкальное оформление телевикторины «Что? Где? Когда?». А впервые симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» прозвучала во Франкфурте-на-Майне 27 ноября 1896 года.
В этот день в 1730 году был издан один из самых «светлых» Указов российской императрицы Анны Иоанновны. Суть его сводилась к следующему: «На Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень». И уже в начале января на столичных улицах зажглись 520 масляных светильников. Свет они давали довольно тусклый, но замену им нашли только через 130 лет. Керосиновые фонари горели в пять раз ярче.
27 ноября 1938 года в Колонном зале Дома Союзов дебютировал Государственный джаз-оркестр СССР. Газета «Известия» откликнулась на это событие такими строчками: «Ещё несколько лет тому назад советский джаз буквально с боем завоевывал себе права гражданства и признание. В том, что советский джаз представляет собой в настоящее время подлинно художественное явление, мы могли воочию убедиться на вчерашнем выступлении». В год создания художественное руководство Государственным джазовым оркестром взял на себя композитор Матвей Блантер, а музыкальной частью заведовал Виктор Кнушевицкий. В Комитете по делам искусств при Совете народных комиссаров решили, что коллектив не будет чисто эстрадно-танцевальным или песенно-массовым. Общую стилистику охарактеризовали как симфоджаз. В разработке репертуара приняли живое участие Александр Цфасман, Исаак Дунаевский и Дмитрий Шостакович. А дебютным вечером в Колоном зале состоялась премьера песни «Катюша». Ее исполнила Валентина Батищева. Матвей Блантер по этому поводу вспоминал: «Когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов. Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела „на бис“ эту песню».

Последние события

Спецприз ММКФ получил Евгений Миронов

Почётную награду Московского международного кинофестиваля имени Константина Станиславского «Верю» вручили актёру театра и кино Евгению Миронову, который пришёл на открытие ММКФ с сыном.

Опера в стиле джаз

Мировая премьера оперы «Блюзовый зов» состоится в Туле 24 апреля в рамках международного фестиваля женщин-композиторов «Приглушённые голоса».

ММКФ продолжает привлекать к себе внимание

В столичном Театре мюзикла в пятницу вечером проходит церемония открытия 46-го Московского международного кинофестиваля. Проход звёзд по красной ковровой дорожке сопровождался сильным ветром и дождём.