Натюрморты Пикассо
Дата публикации: 17 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Многолетние поиски на почве кубизма пробудили у Пабло Пикассо интерес к музыкальным инструментам, одной из особенностей которых, как известно, является умение оживать при контакте. Благодаря этой находке художник пересматривает свое восприятие вещей. Он начинает приобретать звучащие предметы, украшая ими стены своих мастерских и включая в свои художнические опыты. Как писал поэт Аполлинер, Пикассо жил в беспорядке, частью которого были инструменты. Написанные маслом, нарисованные тушью или переосмысленные в виде коллажей — это, как правило, мандолина, испанская гитара и скрипка — спутница уличных музыкантов. Между 1911 и 1915 годами диалог художника с миром музыки закрепляет уже начатый им эксперимент, связанный с деформацией натуры, рассечением вещей на плоскости и грани. Такова, например, картина «Музыкальные инструменты» из собрания Эрмитажа. В свое время эти расталкивающие друг друга геометрические фигуры, природу которых можно угадать, главным образом, по резонаторым отверстиям (круглым для гитар, изогнутым для скрипок), немало впечатлили коллекционера Щукина. Он приобрел это полотно для своей коллекции, так же как и работу «Гитара и скрипка» — еще один натюрморт Пикассо, составленный из угловатых конструкций. Таких натюрмортов, в которые время от времени врываются разрозненные листки нот, куски вывесок и так далее, художником написано было очень много. Для связи с реальностью иногда в них использовались грубые материалы: обои, опилки, обрывки газет. Под рукой Пикассо скрипка или гитара становились экспериментальным объектом, не оторванным совершенно от жизни…
Если рассматривать, какие ноты он использовал для коллажей, то это могли быть страницы лирических романсов (ничто не мешает предположить, что он просто вырывал их из тетради) или испанские народные мелодии. Подруга художника на тот период Фернанда Оливье вспоминала, что он мало интересовался классической музыкой. «Что он любил, так это гитару, гитаристов, испанский танец, все, что напоминало ему о его стране…»
Пабло Пикассо, «Музыкальные инструменты», «Гитара и скрипка», 1912 год. Государственный Эрмитаж
Последние события
Фестиваль «Уроки режиссуры» выходит на финишную прямую
В Москве завершаются показы спектаклей в рамках конкурсной программы VIII фестиваля «Уроки режиссуры». Последние показы пройдут до конца этой недели.
Вышла антология «Звуковой обзор-4»
Фирма «Мелодия» и Союз композиторов России выпускают антологию «Звуковой обзор-4». В этом году проект посвящён вокальной и оперной музыке отечественных авторов.
Карельскую филармонию реконструируют
Карельскую национальную филармонию ждёт реконструкция. На работы, которые будут идти в 2025–2027 годах, потратят почти 2 млрд рублей.