Николай Петров. Передача первая

Дата публикации: 3 апреля 2010

В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В гостях у Владимира Молчанова — пианист и музыкально-общественный деятель, народный артист СССР Николай Петров. Вот вам пример абсолютно принципиального человека с обостренным чувством справедливости и присущей последовательностью суждений, что делает, конечно, беседу весьма любопытной…
Открытое прямолинейное мнение без напускной корректности на злободневные проблемы музыкальной действительности: коррумпированность музыкальных конкурсов и премий, коммерческая основа взаимоотношений в цепочках «жюри-исполнитель» и «педагог-ученик», объективный взгляд на работоспособность азиатских народов и их творческий потенциал в перспективе на будущее. Впрочем, подобные изъяны ни для кого не являются секретом, но говорить о них принято осторожно, деликатно обходя откровенно острые углы. Собственно, никто и не спорит, что делать акцент на достижениях, даже если они мнимы и эфемерны, все же приятнее…
О китайцах в музыке: «Дело заключается в том, что у представителей этой части мира есть такое выражение (да простят меня слушатели), которое называется „жоп-часы“. Сколько выдержит филейная часть. И до недавнего времени это было совсем не страшно. Потому что это было техническое совершенство, и за этим полный ноль. Ничего — никакого понимания музыки, никакой фантазии, выразительности… В общем, роботы. А сейчас стали появляться гениально одаренные люди. <…> Они все делают самозабвенно. Невероятна их усидчивость, их целеустремленность, их воля к теоретической победе, она превышает европейские и американские параметры».
О преподавательской деятельности: «Самопожертвованность — это то, что в настоящее время практически отсутствует. <…> Сейчас значительно более упрощенные, в основном основанные на коммерции взаимоотношения. Я убежден в том, что невозможно в настоящее время быть 100%-ным педагогом и 100%-ным исполнителем. Что-то обязательно будет идти в ущерб другому. Либо ты будешь плохо играть концерты, потому что нужно сидеть на всех зачетах, экзаменах и просто уроках со студентами. Либо студенты будут ходить, не получая нужной педагогической помощи, потому что их педагог ездит по городам и играет концерты…»
О том, почему сегодня многие исполнители уходят в дирижерство: «Это все ведь объясняется очень легко. Дирижерам, во-первых, больше платят. Во-вторых, на конце дирижерской палочки не слышны фальшивые ноты. В-третьих, существует такая вещь, которая в исполнительском искусстве не помогает, как зеркало. Можно всегда поставить запись Тосканини или Фуртвенглера, под зеркало все это посмотреть, как ты выглядишь, и идти на сцену. Настоящий оркестровый музыкант, он все поймет. У нас есть некоторое количество исполнителей, которые стали весьма достойными дирижерами. А есть люди, в которых полностью отсутствует чувство какой-то самокритики и реальности, и они позволяют себе выходить и вытворять на подиуме что одному богу известно».
О сегодняшнем уровне российских оркестров: «Я считаю, что если у нас сейчас Москве по-моему 28-29 симфонических оркестров, то в условиях кризиса (да и не только) это многовато. В Европе для оркестра каждой степени качества существует соответствующий зал. А у нас же все хотят выступать в Большом зале. <…> Поэтому я считаю, что оркестров слишком много. Конечно, жизнь расставляет все на свои места, и наши оркестры, которыми мы можем гордиться, их все, безусловно, знают…»

Последние события

На Красной площади наградили юных чтецов

На Книжном фестивале «Красная площадь» наградили лауреатов конкурса юных чтецов «Живая классика». Ими стали школьники в возрасте от 10 до 17 лет.

Современные мультсериалы переведут на жестовый язык

Союзмультфильм переведёт часть современных мультсериалов на русский жестовый язык. Так, в список войдут ленты «Монсики», «Тайны медовой долины», а также новые серии «Простоквашино».

В Минкультуры России рассказали о поддержке арктических культурных площадок

Минкультуры России планирует оснастить инструментами и литературой 17 детских школ искусств и колледжей в Арктической зоне. Современное оборудование также установят в 8 театрах.

Поиск по сайту