«Я люблю тебя, жизнь…». Эдуард Колмановский в воспоминаниях сына. Передача первая
24 февраля 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Очередную программу цикла «И довелось, и посчастливилось…» Сергей Яковенко посвящает замечательному советскому композитору Эдуарду Савельевичу Колмановскому. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. В студии радио «Орфей» о жизни и творчестве композитора рассказывает его сын Сергей Колмановский…
Эдуард Савельевич Колмановский родился 9 января 1923 года в Могилеве.
В 1936–1941 гг. учился в музыкальной школе и музыкальном училище имени Гнесиных в Москве у О. Ф. Гнесиной и С. Дементьевой (фортепиано), Е. О. Месснера и Ф. Е. Витачека (композиция).
С 1941 по 1945 гг. продолжил обучение в Московской консерватории по классу композиции В. Я. Шебалина. В студенческие годы написал несколько романсов на стихи А.Пушкина, Р.Бернса, которые в свое время исполнялись З.Долухановой и А.Доливо.
С 1945 по 1955 гг. молодой композитор работал в музыкальной редакции Радиокомитета СССР, сочинял камерные и симфонические произведения, пьесы для эстрадного оркестра, романсы на стихи А. С. Пушкина. В это время родились и первые песни Колмановского «Песня матери» (стихи М.Матусовского), «Зачем, почему?..», «Мы увидимся с тобой» (В.Бахнов и Я.Костюковский), «Марианна» (Т.Сикорская), «В вечерней тишине» (В.Типота)…
Сергей Колмановский: «…Опыт редакторской работы очень многое дал отцу. Именно здесь он познал «кухню» музыкального производства. Кроме того, это был период знакомства с огромным количеством современных ему сочинений, что необычайно способствовало расширению жанра. По-настоящему в песню он пришел через театр, но и работа на радио немало повлияла на его дальнейшее творчество. До этого он занимался исключительно академической музыкой…»
Первый большой успех пришёл к Эдуарду Колмановскому в 1955 г. благодаря музыке к спектаклю МХАТ «Двенадцатая ночь» по пьесе В.Шекспира. Жизнь песен на стихи П.Антокольского этой постановки вышла за пределы театра, особенно «Песня Шута», зазвучавшая на концертных площадках и в радиоэфире в исполнении В.Трошина, подарившая и ему широкое признание в качестве эстрадного певца. Так, через год им были исполнены сразу ставшими популярными песни Колмановского «Перекрёсток» (В.Орлов) и «Товарищ мой» (Е.Долматовский).
В 1958 г. были написаны песни, получившие всенародную известность, «Тишина» на стихи В.Орлова и «Я люблю тебя, жизнь» на стихи К.Ваншенкина. Проявилось удивительное умение Колмановского поведать о самом возвышенном с видимой простотой, без вычурности и излишней патетики, как бы размышляя вслух. Чёткий ритм песен гармонично сочетался с мягким мелодическим рисунком, полным сердечной теплоты.
Сергей Колмановский: «...К нам с братом нередко обращаются лидеры различных партий с просьбой купить права на использование песни „Я люблю тебя, жизнь“ в своей предвыборной кампании. Иными словами, сегодня нет такой песни, которая обладала бы такой же призывностью и объединяющей силой, но при этом была бы лишена всякой идеологии. В этом была ее сила и в этом заключалась мудрость автора — почувствовать тот переломный момент, когда человек перестал быть „винтиком“ и ощутил себя личностью…»
Много и плодотворно Эдуард Колмановский работал для ведущих театров страны — МХАТа, им. Вахтангова, «Современника», Театра сатиры.
В 1961 г. была написана ещё одна из главных песен Колмановского «Хотят ли русские войны» на стихи Е.Евтушенко — песня-манифест, призыв к миру, но без ораторского пафоса. Искренность, проникновенность стихов подчеркивается строгой, приближенной к естественной речи мелодией, суровым ритмом. Вслед за первым исполнителем и автором идеи этой песни Марком Бернесом песню записали многие. Она зазвучала на английском, французском, немецком, испанском языках в исполнении солистов и хоров. В 1962 г. победитель Международного конкурса им. П. И. Чайковского Джон Огдон импровизацией на тему этой песни завершил свой сольный концерт.
В том же 1961 г. родилась песня «В нашем городе дождь» (стихи Е.Евтушенко), ставшая одной из вершин советской песенной лирики. Как и «Тишина» эта песня подвергалась критике со стороны официальных структур, видимо, озабоченных тем, что столь высокое мастерство досталось вовсе не любимым властями произведениям гражданской тематики, но на любовь к песням Колмановского в народе эта критика влияния не имела.
Сергей Колмановский: «...Отец обладал уникальным человеческим качеством — полным отсутствием снобизма и в жизни, и в искусстве. Он этого совершенно не терпел. Поэтому он любил выступать. Он не пиарил себя, не спекулировал своим общественным лицом, а старался наоборот быть в стороне от всякого рода функционерства в том же Союзе композиторов. Он умел находить общий язык с любым человеком, и круг его общения был необычайно широк. Я считаю, что это очень важно, особенно для композитора, который работает в жанре песни…»
И в дальнейшем песенном творчестве композитора присутствовала естественность выразительных средств, характерная для лучших народных мелодий, совершенствовавшихся веками. Традиции народной музыки органично дополнялись чертами камерно-романсового стиля, что позволяло создавать как бы простые и в тоже время неповторимые произведения. Важнейшим фактором всенародной любви к песням Колмановского было и то, что все они без исключения написаны на прекрасные стихи Е. Евтушенко, К. Ваншенкина, Л. Ошанина, В. Орлова, Л. Дербенева, М. Танича, И. Шаферана, И. Гофф, Р. Гамзатова, Н. Доризо, Е. Долматовского, Г. Поженяна, К. Кулиева и др.
Исполнение песен Колмановского стало честью для мастеров эстрады и вокала, именно с его произведениями связаны самые крупные удачи М.Бернеса, В.Трошина, К.Шульженко, Г.Отса, А.Эйзена, Г.Великановой, М.Кристалинской, И.Кобзона, Л.Зыкиной, Э.Хиля, М.Пахоменко, Л.Лещенко, В.Толкуновой, Л.Серебренникова и многих других.
1950-60-е годы жизни страны были наполнены песнями гражданского звучания и создавали их выдающиеся композиторы. Но именно Колмановский сумел придать таким песням очень личностные, человечные эмоциональные краски, что делало эти песни популярными не только в торжественной обстановке праздничных залов, но и в застольном исполнении простых людей. Такими стали «Я вернусь к тебе, Россия» (1963), «Мы вас подождем» (1963), «Алёша» (1966), «Всё ещё впереди» (1966) и другие.
Особая выразительность и чистота стиля присущи лирическим песням Колмановского: «Бирюсинка» (1963), «Вальс о вальсе» (1963), «Я работаю волшебником» (1964), «Журавлёнок» (1964), «Я улыбаюсь тебе» (1965). Последняя, как и многие другие, посвящалась прекраснейшему человеку и верному спутнику жизни композитора супруге Тамаре. В 1968 г. Эдуарда Савельевича постигла страшная трагедия — гибель Тамары в автомобильной аварии.
Последующее творчество композитора претерпело развитие в сторону философского осмысления жизни — «Наши мамы», «Моя тайна» и «Мужчины» (1973), «Поговорим с тобою, сын» (1974), «Лишь одна» (1975), «Ребят позабыть не могу» (1975), «Чета белеющих берез» и «Где ты раньше был?» (1976), «Картофельное поле» (1977), «Диалог у Новогодней ёлки» (1978), «Женщине, которую люблю» (1979), цикл песен на стихи П.-Ж. Беранже (1981), в которых можно найти выражение всех чувств и переживаний человека.
Помимо сочинения более чем 200 песен, Колмановский — автор инструментальных пьес, оркестровых произведений, музыкальных комедий («Женский монастырь», «Ох, уж этот Вронский», «Про Ивана-невеликана»), оперы для детей «Белоснежка», музыки к драматическим спектаклям, кинофильмам («Весна на Одере», «Вас вызывает „Таймыр“, „По семейным обстоятельствам“, „Три дня в Москве“, „Большая перемена“), мультфильмам („Гадкий утенок“, „Али-Баба и сорок разбойников“, „В одной столовой“, „Почему ушел котенок“…), радиопостановкам.
Заслуги Э. С. Колмановского отмечены званиями Заслуженный деятель искусств России (1974), Народный артист СССР (1991) и Государственной премией СССР (1984). В 2003 году на «Площади звезд» в Москве ему установлен памятный знак.