«Фантазии по Нерсесьяну»

  • 9 декабря 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Его называют одним из самых интересных пианистов своего поколения, наиболее ярким и талантливым среди молодых исполнителей, который обладает яркими музыкальными качествами, главные из которых — индивидуальное видение музыкальных образов, виртуозность и проникновенность. Гость Сергея Яковенко в студии радио «Орфей» — заслуженный артист России Павел Нерсесьян….
Павел Нерсесьян родился в городе Раменское Московской области 26 августа 1964 года.
В 1971–1982 гг. обучался в Центральной музыкальной школе (класс Ю. В. Левина). В 1973 г. впервые выступил с оркестром в г. Горьком (Концерт f-moll И. С. Баха).
Окончив школу с золотой медалью, в 1982 г. поступил в Московскую консерваторию (класс С. Л. Доренского).
В 1989–1991 гг. обучался в ассистентуре-стажировке Московской консерватории (руководитель — С. Л. Доренский).
По окончании консерватории в 1987 г., начал педагогическую работу в качестве ассистента С. Л. Доренского и как концертмейстер в Детской музыкальной школе № 60 г. Москвы.
С 1997 г. — доцент, а с 2004 г. — профессор кафедры специального фортепиано Московской консерватории (c 2007 г. работает на кафедре специального фортепиано под руководством профессора С. Л. Доренского).
В течение двадцати трех лет является ассистентом класса профессора С. Л. Доренского, откуда за эти годы вышли такие замечательные музыканты, как Н. Луганский, Д. Мацуев, В. Руденко, О. Керн (Пушечникова), В. Игошина, А. Пелецис, Ф. Амиров, Е. Бабанов, А. Доссин, ещё учатся лауреаты международных конкурсов Ф. Копачевский, Г. Чаидзе, П. Колесников и другие.
Многие ученики Павла Нерсесьяна стали лауреатами международных конкурсов, среди них: В. Корчинская-Коган, О. Тутова, С. Симонян, З. Чочиева, Е. Попкова, К. Магакян и другие.
Помимо преподавательской деятельности в консерватории Павел Нерсесьян регулярно проводит мастер-классы в Летней школе Московской консерватории, в Дублине, Белграде, Марктобердорфе (Германия), Лос-Анжелесе и Манхаттанвилле (США), Токио, Салуццо (Италия), Рио-де-Жанейро, Таллине, Алматы, Перми, Курске, Севилье.
Активно концертирует в городах России, Великобритании (Лондон, Глазго, Эдинбург), США (Нью-Йорк), Франции (Париж, Канны), Австрии, Венгрии, Венесуэлы, Германии, Ирландии, Испании, Италии, Японии, странах бывшей Югославии.
Успешно играл в залах Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Будапешта, Белграда, Сеула, Эдинбурга, Глазго, Лейпцига, Вены, Токио, Осаки, Каракаса, Лос-Анджелеса, Мюнхена, Мадрида и других городов.
Один из самых интересных пианистов своего поколения в России, он известен своей способностью играть убедительно в любой области фортепианного репертуара. Он получал премии в каждом конкурсе, в котором участвовал, включая конкурс им. Л. В. Бетховена в Вене в 1985 г., конкурс Паломы О`Ши в Сантандере (Испания) в 1987 г. и в Токио в 1989 г.
«Его исполнение вызвало настоящий рев восторга у публики», — писала газета «The Irish Times» после того, как Нерсесьян получил I премию на конкурсе пианистов GPA в Дублине в 1991 г.
После выступления Нерсесьяна на конкурсе в Токио рецензент «Онгаку, но томо» отмечал (декабрь 1989 г.): «Изо всех советских пианистов, участвовавших в конкурсе, он отличается совершенно особым стилем исполнения…»
«Он… как свободный дух, освещающий сцену своим ярким темпераментом, индивидуальными красками и богатым воображением… Не отвлекаясь на трели и октавы (хотя они и безупречны), он легко концентрирует внимание на любой возможной детали или образе» («Grammophone London», 1998, рецензия на диск).
В программе Павел Нерсесьян делится секретами исполнительского мастерства и педагогических побед.
Павел Нерсесьян: «Сложность нашей профессии заключается в том, что мы зависимы — от публики, которой становится все меньше и меньше, от престижности, которая меркнет с каждым днем. Ведь мы выросли в тот момент, когда музыкальное образование считалось государственной политикой. Страна была искусственно закрыта, и классическим видам искусства уделялось гораздо больше внимания, чем сегодня. Когда это прекратилось, вдруг выяснилось, что талантливые дети предпочитают уходить в другие области. Наших слушателей становится меньше, и поэтому профессия музыканта в наши дни — это отчасти жребий. Даже на моей памяти немало случаев, когда одаренные музыканты уходили из профессии. Обидно это признавать, но, с другой стороны, это реалии времени.
Многие, я знаю, начинают заниматься бизнесом. Но, к счастью, как правило, своих детей они заставляют учиться музыке, и это очень хорошо. Ведь музыка, прежде всего, это не тренировка мышц, а громадный источник удовольствия. Если приучать своего ребенка к этому источнику, то он ему непременно однажды понадобиться, и это обязательно принесет свои плоды. В этом смысле эти люди не ушли из искусства, пусть даже они не стали известными музыкантами. Для меня крайне важна одна мысль, которой со мной поделилась коллега из Ирландии — она сказала: «Я всегда стремилась из всех своих студентов сделать в первую очередь не профессиональных музыкантов, а благодарных слушателей и зрителей концертов». Для меня это в свое время стало откровением. На самом деле, если нам удалось вырастить чуткого и понимающего слушателя — это уже не так мало. И мы должны об этом думать в не меньшей степени, чем о воспитании лауреатов…»

Последние выпуски программы

Герман Прей — эталонный камерный певец

Последняя передача цикла «И довелось, и посчастливилось» посвящена выдающемуся немецкому лирическому баритону Герману Прею, прославившемуся в искусстве своим исполнением комических оперных партий, песен и романсов…

Михаил Славкин: «У наших детей нет запретов…»

Продолжение беседы Сергея Яковенко с руководителем детского хора «Преображение» Михаилом Славкиным…

«Взрослые задачки для детского хора». Встреча с хормейстером Михаилом Славкиным

В гостях у Сергея Яковенко в студии радио «Орфей» — художественный руководитель Детской хоровой студии Союза композиторов России «Преображение», заслуженный работник культуры РФ Михаил Славкин…