«Жизнь, разорванная пополам…» — Юрий Аронович на Западе

2 декабря 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В студии радио «Орфей» Сергей Яковенко и музыкальный журналист Йосси Тавор продолжают вспоминать творческую судьбу выдающегося дирижера Юрия Михайловича Ароновича. После вынужденного отъезда из СССР, дирижер обрел не только международную славу, но и вторую родину — на израильской земле…
В 1972 году Аронович покинул Советский Союз и поселился в Иерусалиме. С этого периода начинается его блистательная международная карьера. Вожделенную свободу творчества и признание своего таланта он обрёл именно на Западе. В одном из писем другу Михаилу Успенскому он написал: «За эти годы я объездил весь мир, дирижировал самыми лучшими оркестрами, познал, что такое успех, деньги, имя. Словом, желать мне больше нечего…»
В январе 1973 года Юрий Аронович с успехом выступил с Израильским филармоническим оркестром. Впоследствии он неоднократно дирижировал симфоническими оркестрами Хайфы и Ришон-ле-Циона. Некоторое время был вторым дирижером Иерусалимского симфонического оркестра радио и телевидения, исполнив и записав с этим коллективом ряд музыкальных произведений, в том числе сочинения израильских композиторов.
В Советском Союзе Аронович был «невыездным» дирижером, а в Израиле не получил возможности руководить каким-либо оркестром. По этой причине он вновь был вынужден переехать — на этот раз в Германию, где в 1975 году стал главным дирижером и художественным руководителем «Гюрцених-оркестра» в Кельне, пробыв в этой должности до 1986 года.
Йосси Тавор: «Выехав на Запад, он мгновенно стал понимаем и принимаем европейскими оркестрами, которые очень ценили его прекрасную выучку, в частности способность быстро учить партитуры. О его невероятной востребованности на Западе говорит тот факт, что он на протяжении целых двенадцати лет стоял во главе одного из очень непростых и представительных оркестров — „Гюрцених-оркестра“ в Кельне…»
В 1982–1987 гг. Аронович был главным дирижером Королевского симфонического оркестра Стокгольмской филармонии (а также был избран пожизненным членом этого оркестра). Дирижер с успехом выступал и сделал ряд звукозаписей с лучшими оркестрами Европы, США и Японии, в том числе с Парижским, Лондонским и Венским симфоническими оркестрами.
Кроме того, Аронович проявил себя как незаурядный оперный дирижер: его дебют на западной оперной сцене состоялся в 1974 году в лондонском театре «Ковент-Гарден» постановкой оперы Мусоргского «Борис Годунов» с Борисом Христовым в главной роли (спектакль, посвященный 25-летию исполнения Христовым партии Годунова). Впоследствии Аронович работал во многих оперных театрах, в том числе в «Лирической опере» в Чикаго, «Ла Фениче» в Венеции, Шведской королевской опере, оперных театрах Женевы, Рима, Турина, Кельна. В оперном репертуаре Ароновича преобладали произведения русских и итальянских композиторов. Несколько раз он участвовал в оперном фестивале «Арена ди Верона»; итальянская музыкальная критика присудила ему премию за лучшую интерпретацию опер Пуччини. В 1984 году Аронович стал членом Шведской королевской академии музыки. В 1985-м — первым из иностранных дирижеров был награжден рыцарским орденом Полярной звезды «за выдающийся вклад в музыкальную жизнь Швеции».
В 1982 году в Израиле Аронович провел серию концертов с Иерусалимским симфоническим оркестром и с тех пор регулярно выступал с этим коллективом, а также с другими израильскими оркестрами. Все сборы от своих выступлений в Израиле Аронович передавал в фонды этих оркестров. В 1984 году на концерте в День независимости Израиля Аронович впервые дирижировал исполнением симфонии № 6 М. Вайнберга. Последний раз Аронович выступал в Израиле с Иерусалимским симфоническим оркестром в 2000 году на концерте, посвященном Дню независимости.
В последние годы жизни Аронович успешно занимался педагогической работой, проводя дирижерские мастер-классы в ряде европейских музыкальных академий, в том числе в академии в Сиене (Италия) — одном из ведущих музыкальных заведений, воспитывающих дирижеров. Аронович — лауреат премии имени Розы Эттингер, присужденной за вклад в музыкальную жизнь Израиля (1987).

Последние выпуски программы

Герман Прей — эталонный камерный певец

Последняя передача цикла «И довелось, и посчастливилось» посвящена выдающемуся немецкому лирическому баритону Герману Прею, прославившемуся в искусстве своим исполнением комических оперных партий, песен и романсов…

Михаил Славкин: «У наших детей нет запретов…»

Продолжение беседы Сергея Яковенко с руководителем детского хора «Преображение» Михаилом Славкиным…

«Взрослые задачки для детского хора». Встреча с хормейстером Михаилом Славкиным

В гостях у Сергея Яковенко в студии радио «Орфей» — художественный руководитель Детской хоровой студии Союза композиторов России «Преображение», заслуженный работник культуры РФ Михаил Славкин…