Памяти ушедших. «Известный и неизвестный Марк Минков»
8 июля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
29 мая 2012 года ушел из жизни выдающийся советский и российский композитор, народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Всесоюзных и международных конкурсов, президент Гильдии композиторов кино — Марк Минков. В память о нем радиостанция «Орфей» повторяет выпуск программы с участием композитора…
Сергей Яковенко: Уважаемые радиослушатели, сегодня вас ждет сюрприз. Я пригласил в студию своего старинного друга — композитора Марка Минкова. Его музыку и самую разную я знаю очень хорошо, а вам в основном известны его песни. Почему так произошло, я не понимаю — серьезный, глубокий композитор, с прекрасной академической школой, а мы знаем только «Наша служба и опасна, и трудна…» или песни Аллы Борисовны Пугачевой. А между тем, у человека есть и фортепианные концерты, и оперы, и симфоническая музыка, и циклы романсов. К примеру, Зара Александровна Долуханова мне не раз говорила, что она не знает ничего выше и прекраснее испанского цикла Марка Минкова на стихи Гарсиа Лорки. Сегодня мы с вами постараемся заново открыть этого многогранного композитора…
— Марк, расскажи, как ты относишься к различным жанрам, в которых ты работаешь?
Марк Минков: Это не я сказал, а задолго до меня — все жанры хороши, кроме скучного…
— А не жалеешь ли ты с годами, что писал, к примеру, для Пугачевой? Вообще, как это происходило — ты для нее писал, или она просто брала у тебя готовые произведения?
Марк Минков: Я для нее не писал. Как появились в ее репертуаре первые мои песни? Они все вышли из спектаклей. К примеру, был один спектакль в Театре Пушкина, откуда появилась песня «Не отрекаются, любя…». Артистка театра пела на сцене эту песню. Но спектакль был не блестящий, и тогда мне пришла мысль, что, может, попробовать кому-нибудь ее отдать, потому что спектакль закончится, и песня пропадет. А в то время буквально ракетой взлетела Пугачева. Я узнал ее номер, позвонил, представился и предложил эту песню. И она замечательно ее пела; можно сказать, дала этому жизнь, за что я ей страшно благодарен. Почти все мои песни, которые она пела, подобным образом вышли из театральных спектаклей…
В программе Марк Минков рассказывает о том, как написал первую песню для телеконкурса и первый вокальный цикл, годах учебы в консерватории, где он занимался в классе у самого Арама Хачатуряна, ярком сотрудничестве с Натальей Ильиничной Сац, театральных работах и своей многочисленной инструментальной и симфонической музыке…
Марк Минков о любви к вокальному жанру: Я всегда очень много читал, в том числе много стихов. Когда имеешь дело с хорошей поэзией, в твоей душе начинает что-то звучать. Я в молодости, например, любил циклы Свиридова — они очень демократичны и просты, и при этом всегда на хорошие стихи. Я и сам всегда стремился писать на хорошие стихи. Первый мой цикл, также как и у Свиридова, был на стихи Роберта Бернса в переводе Маршака. В консерватории у меня появился Александр Блок. В конце консерватории — Федерико Гарсиа Лорка, которого, как мы уже сказали, восхитительно пела Зара Долуханова. А потом началась перестройка, и мы понимали, что все идет как-то странно, хотя много говорили о свободе. И я почему-то вдруг взял и сочинил вокальный цикл на стихи Саши Черного — у него были хорошие стихи на эту тему. А это оказалось про сегодняшний день. Боюсь, что наша страна в этом смысле так и ходит кругами, а не поднимается по спирали вверх…