Икона романтического пианизма — Мария Гамбарян
1 апреля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Очередную программу из цикла «И довелось, и посчастливилось…» Сергей Яковенко посвящает выдающейся пианистке современности, заслуженной артистке России и Армении, великолепной исполнительнице музыки Шопена и ярчайшей представительнице великой школы Константина Игумнова — Марии Гамбарян…
Мария Степановна Гамбарян родилась в 1925 году в Ереване. Училась в Центральной детской музыкальной школе при Московской консерватории в классе профессора А. В. Шацкеса, затем в Московской консерватории, которую блестяще окончила в 1948 году. Ее учителями были легендарные педагоги — Константин Игумнов, Генрих Нейгауз и Лев Оборин.
Концертная деятельность Марии Гамбарян началась вскоре после завершения ею курса аспирантуры в Московской консерватории в 1951 году. Она выступала в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Киеве, Харькове, Тбилиси, Баку, Ереване, Вильнюсе, Риге, Таллине и др. Успешно гастролировала в Югославии, Испании, Японии, Германии и Южной Корее. В 1991 году в Испании провела свой мастер-класс, а в Корее вышли два ее компакт-диска (1992 г.).
Первые годы педагогической работы Марии Гамбарян связаны с Ленинградской консерваторией (1956–1960гг.). В 1960 году Мария Степановна переезжает в Москву и становится преподавателем Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки), где ведет фортепианный класс. Будучи человеком истинно творческим, Мария Гамбарян не ограничивается только концертной и педагогической деятельностью. Так, в ее редакции изданы три пьесы Шопена — «Колыбельная», «Тарантелла» и «Баркарола» (1974 г.). В изданном сборнике «Фортепианная музыка для детей и юношества. Пьесы современных композиторов» Мария Гамбарян выступает уже в роли редактора-составителя (М.: Музыка, 1988 г.).
Целеустремленность, сила воли и неустанный труд свершили свое благое дело — имя Марии Гамбарян уже более сорока лет появляется на концертных афишах. И если в начале исполнительской деятельности концертный репертуар пианистки явно тяготел к сочинениям романтиков (Шопен и Шуман), то позднее спектр ее концертных программ значительно расширился: клавесинисты, Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Лист, Скрябин, Равель, Дебюсси, Рахманинов, Прокофьев. Достойно упоминания, что в ряде случаев пианистка оказалась первой исполнительницей в Москве сочинений крупнейших композиторов ХХ века, среди них: «Прелюда, ариозо и фугетты» А.Онеггера и пьесы из цикла «Двадцать взглядов на младенца Христа» О.Мессиана (1963 г.).
По сей день Мария Гамбарян неустанно стремится расширять поле своей творческой деятельности. В прошлом году она стала сенсационной обладательницей гран-при на авторитетном музыкальном конкурсе в Вильнюсе. Пианистка по-прежнему выступает с концертами, активно преподает в Российской Академии музыки им. Гнесиных и, продолжая замечательные традиции своей бабушки, княжной Нины Бейбутовой, проводит у себя дома музыкальные салоны.
Гостья Сергея Яковенко в студии радио «Орфей» — давняя подруга и коллега Марии Гамбарян — Нана Аветовна Габриелян.