«Пишу, как чувствую и только то, что хочется» — композитор Ефрем Подгайц

  • 26 февраля 2012
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В гостях у Сергея Яковенко — один из самых исполняемых современных композиторов, заслуженный деятель искусств России — Ефрем Подгайц…
Среди многочисленных и самых разнообразных сочинений особое место в творчестве Ефрема Подгайца занимает музыка для детей. В конце 2011 года за цикл детских опер «Принц и Нищий», «Дюймовочка» и «Карлик Нос» композитор был удостоен престижной награды — Премии правительства России в области культуры.
Первая передача с участием Ефрема Подгайца в программе «И довелось, и посчастливилось…» посвящена детскому репертуару в творчестве композитора: операм («Алиса в Зазеркалье», «Дюймовочка», «Повелитель мух», «Принц и нищий»), а также хоровым сочинениям (кантата «Как нарисовать птицу», «Весенняя месса» и др.).
Сам композитор рассказывает о своей многолетней работе с детским хором «Весна», тяге к детскому репертуару и важности написания музыки для детей…
Ефрем Подгайц: «...Несмотря на то, что я безумно люблю детей и люблю писать музыку для детей, я также пишу много другой музыки; у меня, к примеру, есть двадцать шесть концертов для всех инструментов с оркестром. Но это ни в коей мере не умаляет для меня важности написания музыки для детей. Еще в консерватории на диплом я хотел написать оперу „Алиса в стране чудес“. Но кафедра мне не позволила, обосновав это тем, что несерьезно на диплом писать детскую оперу. Но ничего, спустя время, я все же написал свою оперу „Алиса в Зазеркалье“. А дальше судьба свела меня с совершенно удивительным коллективом — детским хором „Весна“, и его руководителем Александром Сергеевичем Пономаревым. Я абсолютно влюбился в этот хор. В 1980-м году я написал для него свое первое крупное сочинение — „Как нарисовать птицу“. С тех пор я не просто писал музыку, но я пошел работать в этот хор. Много лет я как концертмейстер играл на рояле с 8-9-летними детьми, и за это время появилось более 150-ти хоровых миниатюр — то есть огромный хоровой репертуар, который живет и исполняется.
Любопытно, что, когда еще в 1980-м году я показывал кантату «Как нарисовать птицу» своим коллегам в Союзе композиторов, они мне возразили: «Все хорошо, но кто же это споет?». И было такое ощущение, что, действительно, это очень трудно, и кроме «Весны этого никто спеть не сможет. Но прошло время, и планка чрезвычайно повысилась. Здесь, я хочу сказать, очень важен вопрос содержания. В нашей стране многие годы при советском режиме казалось, что кроме как пионерской и советской тематики дети ничего петь не должны, и издательства ничего не издавали. А ведь дети любят совершенно другое. Они любят либо очень грустную музыку (например, Ларго Генделя), либо что-то очень веселое яркое и искрящееся, но непременно искреннее…»

Последние выпуски программы

Герман Прей — эталонный камерный певец

Последняя передача цикла «И довелось, и посчастливилось» посвящена выдающемуся немецкому лирическому баритону Герману Прею, прославившемуся в искусстве своим исполнением комических оперных партий, песен и романсов…

Михаил Славкин: «У наших детей нет запретов…»

Продолжение беседы Сергея Яковенко с руководителем детского хора «Преображение» Михаилом Славкиным…

«Взрослые задачки для детского хора». Встреча с хормейстером Михаилом Славкиным

В гостях у Сергея Яковенко в студии радио «Орфей» — художественный руководитель Детской хоровой студии Союза композиторов России «Преображение», заслуженный работник культуры РФ Михаил Славкин…