Георгий Исаакян: «Музыкального театра без музыки быть не может!..»
25 декабря 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сергей Яковенко и гость его программы — известный оперный режиссер, художественный руководитель Детского музыкального театра им. Н. Сац Георгий Исаакян — беседуют о парадоксах современной музыкальной режиссуры…
Георгий Исаакян: «..Что сегодня происходит в музыкальном театре? На самом деле он становится все менее и менее музыкальным. Происходит это в первую очередь потому, что в оперу приходит огромное количество кинорежиссеров, хореографов, дизайнеров, художников видеоарта и представителей прочих смежных профессий весьма далеких от музыки. Связано это с очень простой и пошлой вещью — ставки в оперном театре во всем мире гораздо выше, чем в любом другом виде искусства. И на Западе, скажем, опера стоит на самой вершине иерархии искусств: здесь всегда самая богатая публика, самые дорогие билеты, самые лучшие сцены, самые великие звезды. Да и люди просто тянуться к этому искусству, они хотят с ним соприкоснуться.
Но сегодня я все чаще сталкиваюсь с совершенно наивным постижением оперы, когда какой-нибудь клиповый режиссер садится в зале на первой репетиции и, раскрыв рот от изумления, наблюдает, как артисты ходят по сцене и поют, произнося потрясенное: «Неужели, они так все время могут ходить и петь»?! Это трогательное наивное открытие жанра, может быть, и было бы милым, если бы не приводило к разрушению самой сути этого жанра — а именно целостности существования музыки и драмы. То, что являлось фактически предметом спора во всех поколениях композиторов, начиная от момента создания оперы (которая, собственно, была задумана как «drama per musica» — «драма, положенная на музыку») и до сегодняшнего дня. Мы можем проследить, как все оперные реформы, так или иначе, возвращали этот жанр к корням — ибо ничто так не способно выразить человеческую трагедию и радость, как музыка.
Сегодня это торжество пения и музыки все более уходит из музыкального театра, замещаясь внешним эффектом и скандальностью. Отсюда и обилие голых тел на оперных сценах, которое напрямую связано с порнографичностью современной визуальной культуры. Не замечаете ли вы, когда идете по улице, количество рекламы, так или иначе, обращенной к обнаженному телу. А те молодые режиссеры, которые сегодня ставят оперу, приходят в нее как раз из рекламы — из той самой сферы визуальных искусств, где отсутствие обнаженного тела равноценно отсутствию успеха. Иными словами, если твое произведение не скандализировано наличием этого порнографического элемента, то ты обречен на звание отсталого и ретроградного человека…»
Чем чревато изгнание музыки из музыкального театра?
Проблема регламентации в искусстве: можно ли оставить классическую оперу в качестве музея?
Как музыкальный театр воздействует на публику?
От чего зависит успех спектакля: как найти правильную эстетику, как работать с артистами, на каком языке петь?..
Как привести в театр всю семью?