«Знаменитые меццо-сопрано Большого театра». Передача первая
23 января 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
И вновь вспоминая великих артистов Большого театра, Сергей Яковенко посвящает свою программу выдающимся отечественным женским голосам меццо-сопрано…
Первая передача рассказывает о Надежде Андреевне Обуховой, Марии Петровне Максаковой, Вере Александровне Давыдовой и Веронике Ивановне Борисенко…
Сергей Яковенко о Марии Максаковой: «У Марии Петровны Максаковой было высокое меццо-сопрано, но многие музыковеды и сейчас считают, что природным ее голосом было сопрано. Сравнивая звучание Надежды Андреевны Обуховой и Марии Петровны Максаковой, вы слышите, насколько низкие контральтовые обертоны у Обуховой выражены ярче, нежели у Максаковой…
<…> Но Мария Петровна Максакова восполняла недостатки своего голоса и его недостаточную мощь замечательным слиянием с образом; она была исключительно музыкальна и у нее была тончайшая фразировка, очень хорошее слово, замечательная экспрессия. Лучшие ее партии: Кармен, Мария Мнишек (за нее она была удостоена Государственной премии в 1949 году), Марфа в «Хованщине», Любаша, Лель, Амнерис и даже Азучена. Она пела современные оперы, например, Клариче в прокофьевской «Любви к трем апельсинам», в «Алмасте». У нее был огромный концертный репертуар. И тем памятны (в те годы очень часто транслировали) ее концерты с Оркестром русских народных инструментов имени Осипова…
<…> Максакова вошла историю, прежде всего как замечательная певица-актриса, представительница русской школы с филигранной техникой и словом. И уступая многим по качеству голоса, она была первой солисткой Большого театра, примадонной…»