«Знаменитые баритоны Большого театра». Передача третья
5 декабря 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Тему выдающихся баритонов, солистов Большого театра и любимцев публики Сергей Яковенко завершает рассказом о своих самых любимых певцах: Алексее Петровиче Иванове, Андрее Александровиче Иванове и Георге Карловиче Отсе…
Сергей Яковенко об Алексее Петровиче Иванове: «Удивительная, мощная фигура — Алексей Петрович Иванов. Все, кто вспоминали о нем, говорили в превосходных степенях: об огромном голосе, темпераменте, актерском таланте. Зафиксировано около трех тысяч выступлений певца, не считая сотен концертов для воинов, детей, студентов. Пятьдесят названий труднейших партий в его репертуаре. Он спел со 162 дирижерами, с 46 режиссерами. Но, я думаю, главная его партия, его роль, как говорил Борис Александрович Покровский, это Риголетто. Риголетто Иванов исполнил 266 раз. Меня потрясла эта цифра, пока я не услышал, что Онегина Норцов спел 600 раз (значит может быть и больше). Впервые Иванов исполнил Риголетто в 28 лет. Его называли „всесоюзным Риголетто“, потому что не было в стране театра, где бы Алексей Петрович Иванов не исполнил эту роль…
<…> Все, кто писал об Иванове, отмечали его огромное вокально-сценическое мастерство и духовное совершенство, высоту его личности. Великим русским баритоном назвал Алексея Петровича Иванова Евгений Светланов. Вот, мы беседовали с академиком Владимиром Петрвоичем Морозовым в одной из передач, так он считает и пишет в своей книге об Алексее Петровиче Иванове, что это эталон баритонального звучания, что это лучший баритон по своим краскам и голосовому насыщению. «Таких как Иванов я не встречал в своей многолетней режиссерской практике», — говорил Борис Александрович Покровский. «Алексей Петрович Иванов был одной из самых талантливых и ярких личностей», — вторит ему Ирина Масленникова…»
Сергей Яковенко об Андрее Алексеевиче Иванове: «...У него был красавец-голос — мягкий, но и с металлическими нотками. Может быть, даже не с металлическими, а больше с бархатными. Это была высокая певческая форманта, он был слышен во всех углах театра. Андрей Алексеевич пел и Князя Игоря, и Демона, и Валентино; и пел замечательно. Мне кажется, искусство Андрея Иванова — такое безупречное и органичное, где сочетается напевное слово и очень красивый звук — должно изучаться в консерватории. Я читаю в некоторых вузах историю вокального искусства, и всегда акцентирую на этом внимание. Когда итальянцы, например, упрекают русских певцов, что они не могли бы петь на Западе, потому что и дыхание у них мелковатое, и звук слишком близкий, недостаточно опертый, и слово иногда рвет линию, этому мнению я всегда противопоставляю пение Андрея Иванова — великого нашего баритона и просто эталонного певца».
Сергей Яковенко об Георге Отсе: «Георг Карлович был таким всеобъемлющим, „всеядным“ в хорошем смысле певцом. Но как он благородно пел песни! Он пел и венскую оперетту с безупречным вкусом, он — хрестоматийный Мистер Х, замечательный Тассило. Вообще, мне кажется, за что бы ни брался Георг Ос, это сразу приобретало какой-то необыкновенный шарм, европейскую светскость, благородство. Он и Онегин замечательный, и песни он пел чудесно…»