«Знаменитые баритоны Большого театра». Передача первая
20 ноября 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На этот раз Сергей Яковенко вспоминает замечательных баритонов, служивших в Большом театре: Сергея Мигая, Юрия Мазурка, Дмитрия Головина и Пантелеймона Норцова…
Сергей Иванович Мигай (1888-1959) родился в семье священника. С шести лет пел в церковном хоре, затем в хоре Могилевской гимназии (иногда сольные партии), увлекался игрой на флейте. В 1907-09 учился на юридическом факультете Петербургского университета, одновременно занимался вокалом в Петербургской консерватории (класс С. Габеля). За участие в студенческих волнениях был исключен из университета. Впервые выступил на концертной эстраде 4 декабря 1909 с исполнением арии Князя Игоря. В 1911 по рекомендации А. Неждановой был принят в Большой театр (дебютировал в партии Валентина — «Фауст» в апреле 1912), на сцене которого выступал до 1924. С февраля 1912 года обучался пению (свыше 100 уроков) у гастролировавшего тогда в Москве М. Баттистини, под чьим руководством подготовил партии Дон Жуана («Дон Жуан»), Фигаро («Свадьба Фигаро») и Жермона. С 1916 совершенствовал сценическое искусство у К. Станиславского, подготовил под его руководством партии Онегина и Грязного (1917), Риголетто (1919-20). В 1921 году впервые с большим успехом выступил в Петрограде. В 1924-26 и 1929-41 солист ленинградского ГАТОБа (дебютировал в партии Дон Жуана — «Дон Жуан»). В 1926-27 выступал в Московской оперной студии — театре им. К. С. Станиславского. Благодаря виртуозному техническому мастерству с равным успехом выступал в лирических и драматических партиях.
Сергей Яковенко: «Ну что можно сказать об этом певце? Чарующий тембр, широчайший диапазон, ровный, гибкий, свыше двух октав, прекрасная филировка, mezzo voce; репертуар его включал 65 партий. В 1912 году Мигай солировал в кантате Рахманинова „Весна“, а в 1913-м — в „Колоколах“ под руководством самого Сергея Васильевича Рахманинова. У Мигая в камерном репертуаре было насчитывалось больше 500 произведений. В 1941 году у него был концерт к 100-летию со дня гибели Лермонтова. Как-то он дал „Вечер итальянских арий и неаполитанских серенад“. Пел Шуберта с Игумновым. В 1937 году он дал пушкинский концерт, где прозвучали от Верстовского, Титова, Кавоса до Свиридова. Он был и первым исполнителем таких свиридовских романсов, как „Роняет лес багряный свой убор…“, „Подъезжая под Ижоры…“.
Юрий Антонович Мазурок (1931-2006). Детство провёл на Украине, по окончании школы поступил во Львовский политехнический институт, где увлёкся студенческим музыкальным театром. В 1960 поступил в Московскую консерваторию. Победитель международных конкурсов в Праге («Пражская весна», 1960), Бухаресте (1961) и Монреале (1967), II Всесоюзного конкурса имени М. И. Глинки (1962). Обладал мягким, красивым голосом, живым темпераментом, хотя иногда критиковался за недостаток актёрской экспрессии. Среди его партий — Евгений Онегин («Евгений Онегин»), князь Елецкий («Пиковая дама»), Веденецкий гость («Садко»), Андрей Болконский («Война и мир»), Царёв («Семён Котко»), Фигаро («Севильский цирюльник») и многие другие. В 1975 дебютировал в театре Ковент-Гарден, три года спустя — в Метрополитен-опера в партии Жермона («Травиата»). Мазурок часто пел в Венской государственной опере, в частности, он исполнил роль Эскамильо в постановке на этой сцене оперы «Кармен» в 1979 году под руководством Франко Дзеффирелли. Также был известен как замечательный исполнитель русских романсов.
Сергей Яковенко: «...Юрий Мазурок родился в 1931 году, и до 59-го года был учеником Сергея Мигая, и очень много у него взял. С 1963 года он был стажером, а затем и солистом Большого театра. И вот я всегда вспоминал, когда его слушал, что „какой человек, такая и его музыка“. Он был удивительно спокойным человеком, и у него был на редкость ровный, безупречный вокал, как отражение спокойной уверенности его натуры».
Дмитрий Данилович Головин (1894-1966). В юношеские годы пел в церковных хорах. В 1915 выступал в театре оперетты Э. Вольской в Севастополе (под псевдонимом Сокольский). В 1919 исполнил партию Демона в Ставропольском оперном театре, ставшую одной из лучших в репертуаре певца. В 1921-24 учился в Московской консерватории по классу пения Н. Г. Райского. В 1923 солист Свободной оперы С. И. Зимина, в 1924-43 — Большого театра. В 1928 совершенствовался в Италии; пел в театрах Монте-Карло, Милана и Парижа (1928-29). Обладал голосом необычайной мощи, полноты и насыщенности. Исполнял разнообразные партии: Борис Годунов, Мазепа, Князь Игорь; Шакловитый («Хованщина»), Фигаро, Эскамильо, Риголетто, Яго; Валентин («Фауст»), Амонасро («Аида»). Первый исполнитель партий Санди («Трильби» Юрасовского, 1924) и Нагульнова («Поднятая целина» Дзержинского, 1937). Выступал как концертный певец.
Сергей Яковенко: «Все критики отмечали, что это голос необычайной мощи и полноты, невероятной насыщенности звука. И у нас, и в Италии писали о том, что это была „голосовая махина“. Диапазон его был очень широк: он, например, пел и Бориса Годунова и Фигаро в „Севильском цирюльнике“, пел Князя Игоря и лирические партии; но в основном лирико-драматические: Яго, Риголетто, Валентина, Мазепу…».
Пантелеймон Маркович Норцов (1900-1993). В 1925 окончил Киевскую консерваторию. В том же году был принят в Большой театр. В 1926-27 пел в оперных театрах Киева и Харькова; в 1927-54 солист Большого театра. Совершенствовал вокальное и сценическое мастерство в Оперной студии Большого театра под руководством К. С. Станиславского. Среди партий: Онегин, Елецкий, Мазепа; Роберт («Иоланта»), Светлейший («Черевички» Чайковского; Государственная премия СССР, 1942), Мизгирь, Веденецкий гость, Жермон; ди Луна («Трубадур»), Фигаро; Невер («Гугеноты»), Дон Жуан, Эскамильо; Сильвио («Паяцы»), Аркадий («Тупейный художник» Шишова). Выступал как концертный певец. С 1951 преподавал в ГМПИ им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных). В 1962 доцент Московской консерватории, затем профессор ГМПИ им. Гнесиных (до 1987).
Сергей Яковенко: «Главным достижением Пантелеймона Марковича Норцова была партия Евгения Онегина в опере Петра Ильича Чайковского. Одно время даже продавались статуэтки „Норцов — Онегин“. Это был хрестоматийный Онегин. Всего Пантелеймон Маркович Норцов исполнил партию Онегина свыше 600 раз на сцене Большого театра — думаю, что это достижение достойно Книги рекордов Гиннеса. Вряд ли кто-нибудь еще из певцов в одной и той же партии был занят более чем в 600 спектаклях…»