«Знаменитые тенора Большого театра». Передача первая
17 октября 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сергей Яковенко открывает большой цикл программ, посвященный великим певцам Большого театра, но именно тем, с которыми ему довелось и посчастливилось соприкоснуться лично…
Первая передача цикла рассказывает о двух легендарных тенорах, двух колоссах — непримиримых соперниках и ярчайших солистах Большого театра 30-50-х годов — Сергее Лемешеве и Иване Козловском…
Сергей Яковенко: «...У Ивана Семеновича Козловского были украинские корни. Видимо, они дали певцу такую необычную, присущую украинцам гибкость и красоту голоса. Он часто пел колядки, не отрывался как-то от родной музыки, от родной почвы, и, я уже говорил, сохранил очарование свежего тембра на годы и годы. Козловский — одно из самых замечательных имен в истории нашей музыки — такой рыцарь вокала и очень большой мастер… У него был соперник — Сергей Яковлевич Лемешев; соперничество было нешуточным. <…> Эти соперники на протяжении многих лет были окружены толпами „козловитянок“ и „лемешисток“. Они ночевали в автоматах, чтобы первыми передать по эстафете, что вышел их кумир, что надо бежать за автографами, что надо окружить его машину и чуть ли не на руках ее нести. Сергей Яковлевич Лемешев тоже был удивительным совершенно певцом. Тоже выходец из крестьянской семьи, и культуру он уже приобретал в зрелые годы…»
«...Вообще, он (Сергей Лемешев, прим. ред.) излучал добро. Надо сказать, что Козловский старался не напрягать свой голос, меньше общаться, меньше разговаривать, и как-то жизнь его больше проходила в основном на сцене и на репетициях. А Лемешев был душа-человек — очень открытый. У него в последние годы было какое-то второе дыхание, и он с оркестром Федосеева, когда Владимир Иванович еще дирижировал оркестром русских народных инструментов, очень часто выступал. И вот входишь в студию, а там Лемешев, и он никогда не пройдет мимо, он всегда тебя как-то полуобнимет, он тебе пожмет руку, он скажет какие-то добрые слова. Я всегда вспоминал известную мудрость — какой человек, такова и его музыка. И если мы послушаем записи Лемешева, мы все это поймем и услышим, что впереди звука идет какое-то необыкновенное обаяние, какое-то добро, какое-то желание с тобой поделиться самым сокровенным…»