Тайны вокальной речи: Резонансная теория. Передача первая

  • 21 марта 2010
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Сергей Яковенко: «Мне уже доводилось в передачах о Рихтере и Фишере-Дискау говорить о том, что кощунственно, в общем, анализируя искусство великих, проверять алгеброй гармонию. И, тем не менее, это приходится делать. Самые высокие музыкантские достижения зиждутся на таком прозаическом понятии, как техническая форма исполнителя. Сначала надо ведь певцу построить инструмент, а потом уже начинать на нем музицировать…»
Но здесь есть масса всяких секретов. И, пожалуй, никто эти секреты не знает лучше, чем нынешний собеседник Сергея Яковенко — физиолог, психолог, акустик и удивительный знаток певческого голоса Владимир Петрович Морозов. В программе он рассказывает об оригинальной резонансной теории пения, которой отдал долгие годы разработок и исследований, а это уже более 50 (!) лет.
Что такое резонансная система пения? Каковы основные функции резонаторов? За что признанные мастера так ценят резонанс? Вот те немногие вопросы, который освещает профессор Морозов в этой беседе.
Владимир Петрович также убежден, что истоки резонансной теории идут от великих певцов. От практики великих певцов. Потому что к кому, как не к великим певцам следовало бы нам обратиться, чтобы понять, что есть совершенный певческий голос и что есть совершенная вокальная техника. И первый великий певец, к которому он обращается не только в этой программе, но и чаще всего, как к выразительному эталону резонансного пения, это наш великий соотечественник Фёдор Иванович Шаляпин.
Владимир Морозов: «...Обратите внимание, как звонко звучит голос Шаляпина и вместе с тем мягко. Вот эти два качества, казалось бы, как-то противоречивы, вместе с тем они совершенно четко объяснимы наукой. Поскольку эту звонкость и яркость голосу Шаляпина предает так называемая высокая певческая форманта в спектре его голоса. Высокая певческая форманта передает звонкость. Что такое форманта? Это группа обертонов, которая придает определенное тембровое качество голосу. Высокая певческая форманта — это группа высоких обертонов в районе ре-соль четвертой октавы. Можете себе представить? Шаляпин поет в малой, в первой. А это четвертая октава! Она предает серебро голосу. Но не только серебро, еще и полетность. А низкая певческая форманта уже расположена в районе первой октавы, она звучит более мягко. Это основное тело певческого голоса…».
Впрочем, еще более чудесным, а главное, наглядным в понимании того, что есть резонансная система, Вам покажется эксперимент с голосом великого певца, который Сергей Яковенко и его ученый гость представят в этой программе…

Последние выпуски программы

Герман Прей — эталонный камерный певец

Последняя передача цикла «И довелось, и посчастливилось» посвящена выдающемуся немецкому лирическому баритону Герману Прею, прославившемуся в искусстве своим исполнением комических оперных партий, песен и романсов…

Михаил Славкин: «У наших детей нет запретов…»

Продолжение беседы Сергея Яковенко с руководителем детского хора «Преображение» Михаилом Славкиным…

«Взрослые задачки для детского хора». Встреча с хормейстером Михаилом Славкиным

В гостях у Сергея Яковенко в студии радио «Орфей» — художественный руководитель Детской хоровой студии Союза композиторов России «Преображение», заслуженный работник культуры РФ Михаил Славкин…