Великая Ирина Архипова. Передача вторая
28 февраля 2010
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сергей Яковенко: «Мы продолжаем приобщаться к творчеству великой певицы Ирины Константиновны Архиповой. Еще во время ее первого турне по Северной Америке кто-то из рецензентов назвал ее „музыкантом с умом и темпераментом“. Думается, что критик нашел очень верные слова…»
Вспоминая Ирину Архипову, в этой программе Сергей Яковенко говорит о камерном творчестве певицы, которой действительно блестяще удавалось совмещать в своем искусстве как оперное, так и камерное исполнительство.
Сергей Яковенко: «Говоря о камерном исполнительстве Ирины Константиновны Архиповой, мы на протяжении десятилетий все отчетливее наблюдаем два направления, два стилистических комплекса. С одной стороны, она с увлечением поет камерные произведения русских композиторов: Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, конечно, Чайковского, Рахманинова… Она исполняет практически все романсы этих композиторов. Она поет и строгую лирику Танеева, являющуюся „твердым орешком“ в русской вокальной литературе, для многих даже „камнем преткновения“. Ирина Константиновна поет романсы Танеева интеллектуально наполнено и стилистически точно передавая ту строгую благородную красоту, которая является, пожалуй, наиболее яркой приметой композиторского почерка Танеева. А второй стилистический комплекс связан с обострившимся интересом певицы к музыке постромантической — это Дебюсси, Равель, Вольф, де Фалья. Они постоянно входят в ее репертуар…»
Камерный репертуар Ирины Архиповой был необычайно богат. Она исполняла не только вокальные сочинения русских и европейских композиторов, но еще органную и духовную музыку, горячо любимую русскую-народную песню, молитвы, что во всей полноте иллюстрирует музыкальный рассказ Сергея Яковенко…