Неистовый Юрлов

  • 3 января 2010
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Сергей Яковенко вспоминает великого хорового дирижера, мастера своего дела Александра Александровича Юрлова. Он без устали генерировал художественные идеи, увлекал ими, объединял людей, словом жил азартно, размашисто, страстно, неистово…
Объективная историческая заслуга Александра Юрлова заключается, прежде всего, в том, что он вновь вывел на сцену русскую духовную музыку, возродив ее для отечественной культуры. А главным творческим детищем хормейстера стала, безусловно, Республиканская хоровая капелла, которая никогда ни прежде, ни после не звучала так грандиозно, как при нем.
В программе Сергей Яковенко рассказывает о своих творческих встречах с блистательным Александром Юрловым — об их совместной работе с капеллой и оркестром Евгения Светланова над хоровыми сочинениями Сергея Рахманинова («Колокола» и «Весна») и над кантатой «Целую женские руки» дагестанского композитора Ширвани Чалаева на стихи Расула Гамзатова.
Сергей Яковенко: «Когда я о нем думаю, я, прежде всего, вновь как бы ощущаю его необыкновенное поле, какую-то излучаемую им экстрасенсорную энергию. Общаясь с ним и на репетициях, и на сцене, и в непринужденной дружеской домашней обстановке, я всегда чувствовал масштаб его личности, понимал, что это человек, как бы просто и естественно он ни держался, он рожден для исторических ролей. И действительно, сегодня звучит рожденная им, воспарявшая с его приходом капелла — она носит имя Юрлова».
Александра Юрлова резко отличала от окружающих необычайная заряженность на работу, концентрация энергии. Он словно предчувствовал, что проживет недолго и стремился втиснуть в отпущенный ему срок множество оригинальных замыслов и их практических воплощений…
Первые встречи Сергея Яковенко и Александра Юрлова восходят еще к годам его студенчества. Молодой Яковенко учился на втором курсе Гнесинского института, когда в 1959 году у них появился новый заведующий кафедрой хорового дирижирования.
Сергей Яковенко: «...Его мощную фигуру невозможно было не заметить. Когда он шел по длинному коридору, всегда окруженный коллегами, на ходу решая сразу множество вопросов, энергетический центр непременно смещался в его сторону. Я хорошо помню свои тогдашние ощущения, каждый раз мне казалось, что этот незнакомый мне еще человек словно бы протаскивает на своих могучих плечах множество людей с их проблемами, а они виснут на нем. Это был явный лидер…»
Но как долго можно выдержать нелегкое бремя лидерства?..

Последние выпуски программы

Герман Прей — эталонный камерный певец

Последняя передача цикла «И довелось, и посчастливилось» посвящена выдающемуся немецкому лирическому баритону Герману Прею, прославившемуся в искусстве своим исполнением комических оперных партий, песен и романсов…

Михаил Славкин: «У наших детей нет запретов…»

Продолжение беседы Сергея Яковенко с руководителем детского хора «Преображение» Михаилом Славкиным…

«Взрослые задачки для детского хора». Встреча с хормейстером Михаилом Славкиным

В гостях у Сергея Яковенко в студии радио «Орфей» — художественный руководитель Детской хоровой студии Союза композиторов России «Преображение», заслуженный работник культуры РФ Михаил Славкин…