«Шаляпин второй половины ХХ века» — о Николае Гяурове. Передача третья

  • 2 августа 2009
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
И снова говорит Сергей Яковенко об удивительном и многожанровом творчестве выдающегося певца ХХ столетия Николая Гяурова. Его удивительным качеством был необычайно широкий охват репертуара — певец с одинаковой любовью тяготел и к кантатно-ораториальной, и к камерной музыке. С необычайной эрудицией и компетентностью он исполнял сочинения разных эпох и стилей, национальных школ…
Он солировал в «Stabat Mater» Россини, реквиемах Моцарта и Верди, исполнял множество романсов, народных песен… Хотя сам певец не раз признавался, что углубиться в камерно-вокальное творчество ему, к сожалению, мешает постоянная оперная загруженность. Камерным исполнительством Гяуров занимался урывками и все больше в последние годы, отчего, в общем, страдал и часто говорил о том, что ему очень бы хотелось сосредоточиться на этом жанре. В гяуровской интерпретации вокальных миниатюр подкупает внутреннее благородство, интеллигентность, тонкое чувство стиля и жанра… Выразительные средства и голосовые связки, исполняя эти произведения, он использовал разные, а мастерское владение голосом, тонкими градациями piano-pianissimo позволяли ему во всех случаях достигать подлинных вокальных высот.
Сергей Яковенко: «Анализируя камерно-концертный репертуар Гурова разных лет, начиная с 1955 года, видишь множество имен: Шуберт, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов, Гурилев, Глинка, Бородин, Прокофьев… Но главное место в этом перечне всегда принадлежало Модесту Петровичу Мусоргскому. Видимо, именно славянская натура Гяурова привлекала его к русской музыке, не очень близкой итальянцам. Так же как и Федор Иванович Шаляпин он создавал романсы-портреты. И тут, конечно, приходила на помощь его актерская одаренность. Но эти миниатюры — они требуют другого инструментария, более тонкого подхода. И образ этого маленького человека в том же „Червяке“ или драматическая песня „Старый капрал“ исполнялись им замечательно».
В поздние годы артист с горечью и обидой подмечал, что недостаточно часто выступает в России. Ему объяснялись в любви, просили приезжать «запросто», но конкретных предложений за этим не следовало. А в результате мы обокрали сами себя, не услышав «Песен и плясок» Мусоргского и других его поздних исполнительских шедевров…

Последние выпуски программы

Герман Прей — эталонный камерный певец

Последняя передача цикла «И довелось, и посчастливилось» посвящена выдающемуся немецкому лирическому баритону Герману Прею, прославившемуся в искусстве своим исполнением комических оперных партий, песен и романсов…

Михаил Славкин: «У наших детей нет запретов…»

Продолжение беседы Сергея Яковенко с руководителем детского хора «Преображение» Михаилом Славкиным…

«Взрослые задачки для детского хора». Встреча с хормейстером Михаилом Славкиным

В гостях у Сергея Яковенко в студии радио «Орфей» — художественный руководитель Детской хоровой студии Союза композиторов России «Преображение», заслуженный работник культуры РФ Михаил Славкин…