«Шаляпин второй половины ХХ века» — о Николае Гяурове. Передача первая

19 июля 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В этой программе Сергей Яковенко начинает рассказ о великом болгарском певце Николае Гяурове. Во второй половине ХХ столетия его басу не было равных, единственный голос, с которым его постоянно сравнивали был великолепный голос Федора Ивановича Шаляпина…
18 сентября 1955 года в переполненном зале Парижского дворца Шайо взошла звезда лучшего баса второй половины ХХ века. Завоевав гран-при на престижнейшем конкурсе, Николай Гяуров сразу ворвался в мировую певческую элиту, и на протяжении сорока с лишним лет ни разу не дал повода усомниться в своем лидерстве. Соперничать с современниками Гяурову практически не приходилось, а вот с Федором Ивановичем Шаляпиным, царствовавшим в первой половине века, постоянно.
Конечно, они были очень разные, и оба безумно талантливые. Гяуров много лет учился у Шаляпина, слушал его записи и постоянно называл его имя среди своих главных учителей. Чуть позже он, правда, замечал то, что эстетика Шаляпина осталась несколько в другом времени. Тем не менее, Николай Гяуров не переставал учиться у своего великого предшественника и преклонялся перед его талантом.
Николай Гяуров: «Шаляпин — гений. Он, словно рахманиновский „Утес“ возвышается в истории вокального искусства. Конечно сейчас, когда я уже почти четверть века пою на оперной сцене, не все в его искусстве принимается мною безоговорочно. Шаляпин менял темпы, вносил собственные изменения в характер роли, изменял слова, даже ноты, но в этом всегда проявлялась его могучая индивидуальность, творческая самобытность. Так он понимал свои задачи, и говорят, даже убеждал своих противников…»
Николай Гяуров гармонично совместил в своем искусстве славянские и итальянские традиции. Он переплавил их в единый монолит. Певец не уставал повторять, что любимые его композиторы — Мусоргский и Верди, самые дорогие театры — Ла Скала и Большой, а своим становлением он обязан болгарским, итальянским и русским маэстро. Свое профессиональное становление Гяуров неизменно связывал с нашей исполнительской культурой, с оперной студией Московской консерватории, с Большим театром…

Последние выпуски программы

Герман Прей — эталонный камерный певец

Последняя передача цикла «И довелось, и посчастливилось» посвящена выдающемуся немецкому лирическому баритону Герману Прею, прославившемуся в искусстве своим исполнением комических оперных партий, песен и романсов…

Михаил Славкин: «У наших детей нет запретов…»

Продолжение беседы Сергея Яковенко с руководителем детского хора «Преображение» Михаилом Славкиным…

«Взрослые задачки для детского хора». Встреча с хормейстером Михаилом Славкиным

В гостях у Сергея Яковенко в студии радио «Орфей» — художественный руководитель Детской хоровой студии Союза композиторов России «Преображение», заслуженный работник культуры РФ Михаил Славкин…