О монооперах. Юрий Буцко «Записки сумасшедшего»
8 февраля 2009
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В этом выпуске программы Сергей Яковенко рассказывает о формировании и развитии жанра монооперы в России. А в качестве примера берет одно из первых таких произведений в России — монооперу Юрия Буцко под названием «Записки сумасшедшего»…
Монооперы или оперы монолога — это небольшие по временной протяженности сочинения, с минимальным количеством действующих лиц, скромным составом оркестра. Сценическое действие в подобных спектаклях сведено к минимуму, а зачастую и вовсе отсутствует.
Монооперы в нашей стране появились лишь в 60-е годы прошлого столетия, в то время как на Западе первый образец жанра возник уже в 1909 году — это было «Ожидание» Шонберга. Затем, после длительного перерыва, вышел в свет «Человеческий голос» Пуленка. С этого момента интерес к монооперам возрастал постоянно.
В свете формирования отечественной монооперы стали актуальны многие свойства камерных опер прошлого. Прообразом жанра можно назвать моносцену, оперу-монолог.
Литературная основа монооперы — не только художественная проза или поэзия, но и мемуарно-эпистолярные сочинения — письма, дневники, воспоминания.
Более подробно о жанре монооперы — в программе Сергея Яковенко «И довелось, и посчастливилось».