Вспоминая Марию Гринберг. К 100-летию со дня рождения. Передача первая
2 ноября 2008
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сергей Яковенко говорит о великой пианистке Марии Гринберг. Ее исполнительский уровень был необыкновенно высок, но в силу целого ряда жизненных обстоятельств эта пианистка все время оставалась в тени…
Масштаб ее творчества недооценен до сих пор; на Западе ее практически не знают и по сей день. Но, тем не менее, в российской музыке Мария Израилевна Гринберг была совершенно уникальной фигурой…
В чем же была ее уникальность? Характер Марии Гринберг формировался в необычайной бедности; в детстве она испытала самую настоящую нищету. До десяти лет в доме не было инструмента. Когда Марии исполнилось десять лет, семьей на пожертвование было приобретено пианино. Она была, конечно, вундеркиндом, но когда в доме появился инструмент, то возраст вундеркинда уже прошел. И все же, начав играть столь поздно, уже через два года, в 12 лет она публично исполнила с симфоническим оркестром Концерт Грига. Ее талант прорвался, и в 17 лет Мария Израилевна оказалась в Московской консерватории в классе Феликса Блуменфельда, а после его смерти продолжала занятия с Константином Игумновым…
Жила Мария Гринберг тяжело. Ее муж, замечательный польский поэт Станислава Станде был арестован и расстрелян как «враг народа». Молодая пианистка, вошедшая в число самых перспективных советских исполнителей, была уволена из всех государственных учреждений. Клеймо «жены врага» еще долгое время определяло ее жизнь. Позже ей вновь разрешат выступать как солисту на фортепьяно. А спустя время, на ее концерты в Советском Союзе уже с трудом можно будет приобрести билеты. Несмотря на невероятную популярность и поистине выдающийся исполнительский уровень, выступать за границей Марии Гринберг так и не разрешали…
Мария Израилевна стала первым российским пианистом, вынесшим на суд публики полный цикл фортепьянных сонат Бетховена. В начале 60-х годов она сыграла и записала все тридцать две сонаты этого композитора. Фирмой «Мелодия» был выпущен альбом из 13 пластинок. Реакция на запись была невероятная, в Америке рецензии на эту пластинку были самые потрясающие: «Как же мы прозевали эту бетховенистку? С кем ее можно сравнить? Может быть только со Шнабелем…» В России этот проект называли «творческим подвигом» Марии Гринберг.
Время сотрудничества с этой выдающейся пианисткой Сергей Яковенко называет «периодом трудного счастья». Рассуждая о своеобразии ее трагической личности, он вспоминает и плодотворное время их совместной творческой работы…