Марина Мишук: «Я не отношусь к числу тех концертмейстеров, которые мнят себя вокальными педагогами…»
21 апреля 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Гостья программы Ларисы Гергиевой — ведущий концертмейстер Мариинского театра, заслуженная артистка России, известная концертирующая пианистка Марина Мишук.
Марина Васильевна Мишук работает в театре с 1978 года. За это время большая часть премьерных спектаклей театра состоялась при ее непосредственном участии. Это оперы Верди, Доницетти, Моцарта, Штрауса, Даргомыжского, Прокофьева и многих других зарубежных и русских композиторов. Марина Мишук много концертирует, записывает камерную и вокальную музыку с известными певцами и звездами мировой оперной сцены, гастролирует во многих театрах мира вместе с труппой Мариинского театра.
Одной из ее важнейших работ в театре стала подготовка солистов оперы к исполнению грандиозного проекта Мариинки — тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Марина Мишук постоянно работает с главной вагнеровской певицей труппы Ларисой Гоголевской и принимает участие во всех вагнеровских постановках театра. В числе опер Вагнера, в работе над которыми она принимала участие, — «Лоэнгрин», «Парсифаль», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда».
«С каждым певцом надо работать по-разному, — говорит Марина Васильевна. — С кем-то надо просто начать с того, чтобы прочитать текст — чтобы человек проговорил слова и попытался прожить ту или иную историю. Приведу такой жестокий пример: оно дело знать о войне и другое дело пережить войну — это совсем разные вещи. Поэтому знать-то ты будешь — выучишь и споешь, но важно не только понять, необходимо еще и постичь, более глубокое слово. С кем-то надо сразу говорить об очень высоких материях. Например, я давно работаю с Ларисой Гоголевской. Ноты, ритм — это всё она делает сама; а вот субтекст — не то, что в тексте, а то, что над и под ним, те эмоции, которые рождают эти слова — вот на таком уровне, скажем, происходит работа с Ларисой Гоголевской. Кому-то, может быть, стоит что-то подсказать по звучанию, но скажу сразу, что я не отношусь к числу тех концертмейстеров, которые мнят себя вокальными педагогами. Не то чтобы я в этом совсем ничего не понимаю — я просто считаю, что это не мое дело и не моя профессия».
О том, как Темирканов работал над «Мёртвыми душами», с чего начинался немецкий репертуар в Мариинке, чем занимается режиссер-куратор и много другом, узнаете в беседе Ларисы Гергиевой с Мариной Мишук.