Кто здесь главный, или что такое музыкальная тема
7 июня 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Тема нашей беседы — это сама тема и есть…
Казалось бы, все предельно просто: музыкальная тема — это основная мысль произведения. Но это, конечно, слишком общие слова, и их еще нужно уточнить. В чем нам поможет сам ход истории музыки!
На самом деле первым, кто применил слово «тема» в музыкальном искусстве, был великий итальянский музыкальный ученый XVI века Джозеффо Царлино — в его знаменитом труде «Гармонические установления». Для него тема — это мелодия, которая сначала звучит как таковая, а затем несколько раз повторяется с изменениями — то есть варьируется. Иными словами, речь идет о теме и вариациях. А этот тип сочинений жив и по сей день — и классики, и романтики, и даже ХХ-й век приложили к нему руку.
Но так было не всегда, и на теме с вариациями развитие музыкальной темы не остановилось. О том, что определяло музыкальную тему в разные эпохи и в какой момент одной темы стало мало, а также целый калейдоскоп хрестоматийных мелодий и секреты их популярности — в нынешнем выпуске программы. Ну, а в нашем ящике с инструментами вас ждет первый голос ансамбля русских народных инструментов — виртуозная домра.