Раз-два-три-четыре-пять: звукоряд идем искать
10 мая 2015
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Что получится, если один за другим расположить звуки, из которых состоит то или иное произведение — причем расположить их в порядке понижения или повышения? Всё просто — получится звукоряд. А что это?..
У звукоряда есть еще одно расхожее название — гамма. Да-да, та самая, которую нужно учить к зачетам и петь на уроках сольфеджио. Однако, гамма — это, конечно же, нечто большее, чем просто ряд звуков или задание к экзамену. Во-первых, это уже какая-никакая, но система: каждый звук в звукоряде — не просто нота, а ступень. Например, первая, главная, ступень звукоряда называется тоникой, а последняя, седьмая — вводным тоном, поскольку он как бы вводит в тонику, причем весьма явно и чувствительно. Недаром французы так и называют седьмую ступень — «note sensible» — «чувствительная нота». А во-вторых, так или иначе, но во многом звуковой колорит сочинения определяется именно тем, какой звукоряд лежит в его основе.
Рассмотрим наглядно, на что способны восходящие и нисходящие ряды, как изобразить музыкой восход солнца, и кто придумал писать «фантазии на гаммы». В рубрике «Потайная комната» поговорим о великих неоконченных произведениях, а затем вместе с валторной погрузимся в охотничью романтику леса…