«Во всём виноват театр»

20 октября 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На сайте Театра Романа Виктюка можно прочесть, что спектакль «Во всём виноват театр», премьеру которого сыграли в марте 23-го года, посвящен основателю театра, Роману Григорьевичу Виктюку и что это — сценическая фантазия Виктюка, которую восстановили из его архивных записей и адаптировали для сцены его ученики. Такая вот коллективная работа, «дань памяти Мастеру». При желании, да даже и не имея на то особого желания в нынешней «сценической фантазии о театре, о любви к театру и о любви в театре» (это — снова цитата из велеречивого и одновременно невнятного пресс-релиза) нетрудно обнаружить сюжетную канву известной пьесы Жана Кокто «Священные чудовища», которую Роман Виктюк ставил в конце 80-х с Адой Роговцевой в главной роли, причем ставил почти одновременно с легендарными «Служанками» в театре «Сатирикон». Кстати, в новом спектакле, за постановку которого не побоялся взять личную ответственность ученик премьера театра Дмитрия Бозина Александр Карпушин, манера и дух Виктюка очень даже чувствуются, и даже конкретно — дух тех самых «Служанок» чувствуется и в выборе «Богемы» в исполнении Шарля Азнавура (Виктюк любил французский шансон!), и в своеобразном театре интонаций, когда интонации — с растянутыми, еще чуть-чуть и пропеваемыми гласными, паузами, которые длятся дольше, чем принято в обычной речи, — диктуют замедленные движения и иную, небытовую пластику.
«Во всём виноват театр»
Знаменитую немолодую актрису в спектакле «Во всем виноват театр» играет Людмила Погорелова, которая, как и Ада Роговцева, окончила много лет назад Киевский театральный институт имени Карпенко-Карого, а потом, как и Роговцева, играла в Русском театре имени Леси Украинки, откуда Виктюк в самом начале 90-х и забрал ее с собой в Москву, в свой только-только открывшийся московский театр. А до того Погорелова успела принять участие в киевских «Священных чудовищах» Виктюка, тех самых, где нынешнюю ее роль играла Ада Роговцева. Людмила Погорелова — конечно, главное достоинство нынешней премьеры и, если в принципе возможно говорить о живом звучании традиции Виктюка, то верный тон идет от неё.
А почти всё остальное вызывает неудобные и неприятные для режиссера вопросы. Скажем, когда зрителей пускают в зал, на сцене уже топчется группа молодых артистов. О чём они говорят между собой перед началом? О чем их последующие ритмичные и слаженные движения, пластические даже не миниатюры, а микровкрапления посреди артистических разговоров, которые затягивают героиню в ту самую яму, которую она роет вроде бы не для себя? Непонятно — ни о чем переговариваются, ни о чем танцуют. А в театре должно быть понятно, зачем артист стоит на сцене и что означают энергичные и резкие движения массовки. Печально, что в сегодняшнем спектакле, посвященном памяти столь избирательного в выборе музыкального материала Виктюка, вдруг возникает тот самый Брамс, который так близко к тексту был пересказан автором музыки к сериалу «Ликвидация».
Но чудо всё-таки было. И интонация — та самая, виктюковская, живая. Вдруг — из каких-то случайных, а вернее неслучайных, а искусно собранных движений и слов, из, казалось, осколков разбитого вдребезги складывалось то, что составляло суть бесконечной игры, театральной игры, в которой наигрыш и перебор никогда не превращались в фальшь, а искус был корнем для искусства.
Фото с сайта театра

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.