«Маяковский»

12 октября 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Много лет назад выдающийся артист Геннадий Викторович Хазанов дал мне как критику несколько полезных советов и, в частности, справедливо заметил, что критики часто категоричны в своих утверждениях в то время, как театр — искусство живое. И правильнее, вынося тот или другой суровый вердикт, оставить актерам и театру возможность в следующий раз сыграть лучше. Этой историей мне хочется предварить отчет о просмотре муздрамы «Маяковский», которую перед тем, как уйти в отпуск, сыграли в московском театре «Ленком». Режиссер-постановщик спектакля и он же — главный режиссер «Ленкома» Алексей Франдетти в своем телеграмм-канале уже успел выразить недоумение: некоторые позволяют себе критически отзываться об увиденном, хотя первые показы, мол, специально назывались предпремьерными и к сентябрьской премьере многое изменится. Хочется надеяться, к лучшему.
«Маяковский»
Одновременно очевидно, что многие составляющие спектакля, скорее всего, останутся без изменений, — скажем, музыкой Василия Вакуленко (он же Баста) Алексей Франдетти накануне и в дни предпремьерных показов восхищался неустанно, такие же примерно эмоции вызывали у режиссера-постановщика и костюмы Анастасии Пугашкиной и Екатерины Гутковской, которые — и музыка, и костюмы — в получающемся спектакле странным образом одинаково отвечали за внешнюю сторону, являются яркой оберткой, иллюминируя серьезные проблемы с содержанием. Я в музыке себя специалистом считать не могу, поэтому готов согласиться с тем, что музыка Басты — прекрасная. Но в муздраме, раз уж жанр определен так самим режиссером, драма, конечно, не на первом, а верней сказать — на последнем месте, но всё-таки и для нее надо было найти место. Значит, важно не только, как поют, но и что поют, и как играют актеры, — всё то, что важно и в обычном спектакле обыкновенного драматического театра. А не только дефиле сменяющих друг друга эффектных и, может быть, модных, но не слишком удобных костюмов и экстравагантных шляп.
Первое замечание — к стихам. Маяковский сам и другие герои стихи Маяковского читают как рэп. Стихи Маяковского с этой новой нагрузкой справляются и всё бы ничего, если бы кому-то — то ли автору пьесы Нике Симоновой, то ли кому-то другому или третьему — не пришло в голову стихи Маяковского улучшить или усовершенствовать. Трудно даже сказать в угоду чему — ритму или, может быть, чьему-то вкусу (у Маяковского, кстати, имеются «Стихи о разнице вкусов»!). В строчку «В терновом венце революций грядет шестнадцатый год» добавляют слово… Не хватило авторам спектакля написанного Маяковским. Добавили. На их взгляд, стало еще лучше. На мой взгляд, стало хуже, но главное — стало понятно, что авторы спектакля не очень понимают Маяковского. В принципе. Не понимают, почему Маяковский написал: «Ни тебе аванса, ни пивной…» в стихотворении памяти Есенина. И тут добавляют! Когда-то подобное членовредительство по отношению к поэзии Мандельштама допустила Пугачева. Мандельштам, вернувшись из ссылки, написал: «Петербург, у меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса». Из песни, говорят, слово не выкинуть, а из стихотворения, оказалось, можно — и в песне никаких пугающих мертвецов нету. Можно выкинуть слово, а можно, наоборот, вписать, как в муздраме «Маяковский» в «Ленкоме». И то, и другое на слух воспринимается как осквернение даже не могил, а вполне еще живых стихов.
Тексты, которые звучат из уст других героев, можно цитировать как юмористические миниатюры, но для музыкального театра это — не новость. В конце концов, при жизни Маяковского не все писали так же хорошо, как он.
Ещё один важный и трудно исправимый недостаток предпремьерной муздрамы, — отсутствие истории. На сцене более или менее скомкано или, можно сказать, пунктирно пересказывается биография Маяковского в то время, как театр, сцена нуждаются в пьесе, успех которой сильно зависит от наличия завязки, кульминации и развязки, внешнего и внутреннего конфликта, чего в показанной муздраме нет, во всяком случае — пока. Написанное Никой Симоновой пьесой можно назвать в том только смысле, что на бумаге у нее, как положено в пьесе, слева обозначено кто говорит, а справа — что говорит этот персонаж.
Третий существенный недостаток как раз исправим, но пока, на первых показах спектаклю о Маяковском не хватало… Маяковского, героя. Особенно такого, чтобы можно было поверить в его бушующую страсть к Лиле, к Татьяне, к Веронике: артист Игорь Коняхин каждую из них обнимает на сцене, хватает, прижимает к себе и прижимается к ним, но энергии в этом, как и художественной правды нет, во всяком случае пока.
В свете сказанного появление открывающей второй акт арии «Вечно молодой… вечно пьяный» группы «Смысловые галлюцинации» уже и не шокировало.
Фото с сайта театра

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.