«Жаркое ковидное лето»

4 августа 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На самой камерной и даже тесной Новой сцене МХТ играют премьеру по свеженаписанной пьесе известного драматурга Ярославы Пулинович. Чуткая к театральным нуждам, потому и востребованная, — пожаром по стране идет ее мелодрама «Земля Эльзы», где концы с концами не сходятся, но театры все равно хватаются за нее, как за последнюю соломинку, имея в труппе двух разнополых хороших артистов старшего поколения.
МХТ и после Табакова старается выводить на сцену героев современной драматургии и на этих неторёных дорогах, к сожалению, не в первый раз идет на серьёзный компромисс: Пулинович — имя, конечно, известное, но и в новой ее пьесе тема, герои интересны только если описать двумя-тремя словами, а когда приходишь в театр и остаёшься с этим текстом один на один на два с половиной часа с антрактом, не раз пожалеешь артистов (да и себя пожалеешь), поскольку автор то и дело заставляет героев произносить шаблонные ходульные фразы… Так не говорят. Так не живут. И даже «ковид» в название пьесы попал, кажется, ради красного словца, для маркетинга, — никакого сюжетообразующего смысла в нём нету.
«Жаркое ковидное лето» — так называется пьеса Пулинович и спектакль в МХТ — рассказывает об отношениях матери и дочери, которые, как и отношения отцов и сыновей — вечная тема и драматургии, и театра. Плохо в этой пьесе то, на мой взгляд, что автор так и не решила, иронизирует она над героями, следуя духу и букве давно своё отжившего постмодернизма, или больше сама склоняется, и своих героев склоняет в сторону классической мелодрамы, поскольку непрекращающийся почти до самого финала конфликт матери с дочерью отягощен историей с умирающей собакой. Главная героиня, мать и бабушка (да, в пьесе место нашлось и для внучки), так вот главная героиня — литературовед, посвятившая жизнь изучению творчества Достоевского и потому её собаку зовут Фёдором Михайловичем, а зритель знакомится со всеми, когда собака получает окончательный и неутешительный диагноз. Роль собаки в спектакле поручена артисту, который ведет с хозяйкой постоянный диалог и — как Шарик в «Собачьем сердце» — вслух комментирует происходящее в меру своего собачьего понимания. Конечно, жанр размывается не первый век, это ненаказуемо, но для театра, для актеров всё-таки важно понимать, что происходит с их героями и как они выглядят в эту и в следующую минуту. Для театра это становится проблемой, поскольку дочери, которую играет Алёна Хованская, досталась роль человека, измученного всяко-разными коучами и проводящего часы и дни своей жизни в бесконечных ретритах и группах психологической разгрузки, привыкшей на все проблемы, и в первую очередь на свои отношения с матерью, клеить ярлыки из прикладной психологии. Это раньше герои мучились жизненным выбором или нравственными поисками, а нынешние всё объясняют детскими травмами, абьюзивным поведением, биполярным расстройством, неосознанностью, и тем, что сейчас не в ресурсе. Кстати, любой из нас этих терминов в жизни слышал и знает побольше, но драматург — вероятно, смеха ради — заставляет дочь топтаться в этом смысле на одном месте, перебирая одни и те же. А ещё время от времени актриса выходит на авансцену и адресует свои вопросы публике, хотя явно не готова к разрушению четвертой стены, что делает эти выпады еще более неловкими и неуместными.
«Жаркое ковидное лето»
И тут — наконец! — решающее НО: всё сказанное не мешает мне рекомендовать этот спектакль. Во-первых, там играет великая Ольга Михайловна Яковлева и в МХТ — это первая ее новая роль за последние 10 лет. И на сегодня — единственная.
Как она играет мать? Гениально: дождавшись очередного звонка дочери, она в какой-то момент поворачивается и уходит в сторону, как будто отключается от проблем. Дочь продолжает жонглировать всё теми же знакомыми и уже даже не веселящими публику модными терминами, а Алевтина Павловна, мать, уходит в себя, хотя в пьесе Зорина или Рощина — конечно, опёрлась бы в своих семейных нерадостях на Достоевского, который в этой пьесе весь «ушел» в умирающую собаку, а больше ни для чего не нужен
Но это ещё не всё.
Узнаваемая докторша-ветеринар выходит на сцену в исполнении Веры Харыбиной, узнаваемы две представительницы младшего поколения — внучка героини (Софья Шидловская) и её новая приятельница студентка (Мария Якимова).
А на равных у Яковлевой случается в спектакле встреча и диалог со своим бывшим студентом, который когда-то от любви к Алевтине Павловне, женщине старше себя, а наверное, еще и от профневостребованности, бежал в риэлтеры и в этом новом качестве приезжает осмотреть её старую дачу, место их давних встреч. Эдуард Чекмазов в этой сцене — как бы отстраняясь от ходульных фраз и шаблонных ходов — становится необходимым и равновеликим партнером Яковлевой, в паузах, в движениях, мимикой передавая всю историю своего героя, с юношеской любовью, увлекшей героиню, пока параллельно болел и умирал ее муж, с возвращением в места, где когда-то произошли такие важные для него события и где — это видно — сломалась его так счастливо начинавшаяся жизнь молодого литературоведа.
Собственно, на спектакль стоит идти и смотреть только ради этого дуэта, не столько разговоров, сколько — ради их пауз и молчания. Хотя, как я уже заметил, в «Жарком ковидном лете» заняты и другие хорошие артисты.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.