«Долгие проводы»
17 марта 2024
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сцена на Факельном — так называется новая площадка Театра на Таганке, где в сентябре 2023 года впервые сыграли спектакль «Долгие проводы», на сайте недавно переименованный. Теперь он называется «Про маму», а в описании подчеркивается, что спектакль поставлен по мотивам сценария Натальи Рязанцевой «Долгие проводы», который лёг в основу одноименного и знаменитого фильма Киры Муратовой. Фильм, снятый в далеком 71-м году до середины Перестройки пролежал на полке, — вероятно, режиссёра и сценариста уличили в мелкотемье, отсутствии внятной героики, — когда героев не хватает в жизни, в их отсутствии привычно винят театр и кино.
Присоединив к себе бывший московский театр Апарте и назвав его Сценой на Факельном, Театр на Таганке осваивает её как лабораторное пространство. Спектакли по старым киносценариям стали частью этой лабораторной жизни, по сути — целым направлением, причем не только в репертуаре Таганки, поскольку до того на пригодность этой высококачественной кинодраматургии для театральной сцены уже обратили внимание и в других театрах, и не только в московских.
Театр на Таганке имел право на своё название: молодой режиссер, ученик Романа Виктюка Александр Карпушин из всех немногих героев фильма оставляет на сцене только двух главных — маму и сына. Их играют Елена Оболенская и Сергей Кирпичёнок. Ни в программке, ни на сайте не назван автор сценографии, хотя работающие в театре монтировщики меня не простят, а реквизиторы добавят свое весомое «фэ», если не расскажу, что вся сцена в начале спектакля по щиколотку, а то и выше завалена обрывками старых обоев — как мусор, как накопленный опыт проходящей жизни, сковывающей любое передвижение; а незадолго до финала монтировщики выходят и ловкими и быстрыми движениями всё это сгребают, освобождая площадку. Помимо рваных обоев, на сцене — заботливо восстановленные фрагменты старой обстановки — столик, кресло, торшер, в другом месте — ширма, в третьем углу — стол, на котором готовят обед, за ним и едят…
Когда публику пускают в зал, героиня уже стоит у стола и режет салат. А первые слова произносит актёр, который проходит на сцену через зал, — не видя героя, зрители слышат в его исполнении стихотворение Юрия Левитанского «Один и тот же сон мне повторяться стал. Мне снится, будто я от поезда отстал…». Актёр или уже герой, сын, поднимается на сцену и — встречается с матерью.
Спектакль «по мотивам» — потому что артисты не следуют букве «Долгих проводов», — скорее, они играют с фильмом, всё время держат его в голове, то вспоминая смешную хрупкую фигурку композитора Олега Каравайчука, который написал музыку к картине Муратовой, то — любимую актрису мамы Зинаиду Шарко, которая в «Долгих проводах» сыграла роль матери, бесконечно любящую своего сына и с трудом отпускающую его в другой город — учиться и жить, жить своей жизнью.
Похожие отношения и разговоры ведут и герои спектакля, такие узнаваемые — и для многих зрителей, и для самих актёров, разбавляющих и без того немногие и недлинные диалоги «отсебятиной», но отсебятиной разрешенной, то есть вербатимами, собственными воспоминаниями о детстве, разговорах с мамой, отношениях с друзьями… Благодаря двум сильным, запоминающимся актёрским индивидуальностям, спектакль становится одним из заметных и даже важных событий нынешнего сезона. А для тех, кто следит за творчеством недавних выпускников гитисовской мастерской Олега Львовича Кудряшова, этот спектакль можно назвать частью дилогии, в которой то ли первая, то ли вторая половина — «Июльский дождь», который они — уже большой своей командой — играют на площадке Музея Москвы, — и там, и тут отдавая дань уважения и любви и черно-белому кинематографу честных 60-х и 70-х, и своей стремительно уходящей и такой безмятежной, как теперь уже понятно, молодости.