«9 ряд, 10, 11 место»

16 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Говорят, сейчас спектакль «9 ряд, 10, 11 место» идёт лучше и публика хорошо принимает эту мхатовскую премьеру, выпущенную к недавнему 125-летию Московского Художественного театра, а первый спектакль сыграли в день рождения, 26 октября. Но кто говорит? — актеры, занятые в спектакле. А можно ли им верить? — оставим без ответа этот вопрос.
«9 ряд, 10, 11 место»
Занятые в спектакле актеры говорят, что, мол, безо всякого юбилея спектакль смотрится по-другому. Но правильно ли рассматривать пьесу Юлии Поспеловой и поставленный Денисом Азаровым по этой пьесе спектакль вне привязки к мхатовскому дню рождения, если на официальном сайте театра читаем, что пьеса написана специально к юбилею, а премьера — приурочена к более или менее круглой дате. Важно еще одно обстоятельство, подчеркнутое авторами официального анонса: «Действие происходит в Художественном театре в разные годы». Режиссёр, правда, в своем вступительном слове пытается отстроиться от датской премьеры и говорит, что делал спектакль «про любовь», предлагая публике диалоги «без начала и без конца», обрывки разговоров. Но и диалоги без начала и конца, если их произносят со сцены, не должны быть бессмысленными. Эпизоды со зрителями, не обманывает режиссёр, перемежаются с фантазиями, где действуют Станиславский, Немирович-Данченко, Кнебель… Прерву затянувшийся пересказ режиссёрского монолога, чтобы сказать, что, конечно, про эту премьеру интересно было бы поговорить с психоаналитиком, который бы, уверен, интересно бы смог объяснить, что происходит в сознании и подсознании тех, кто сегодня служит в Художественном театре, если единственное желание, которое испытывает зритель, когда на сцену когда-то ими созданного театра выходят Станиславский и Немирович-Данченко, а с ними еще и Кнебель — не сами, конечно, а играющие их актёры, — так вот, сильнее всего хочется, чтобы они поскорее ушли со сцены. Конечно, в спектакле, который представляет разные эпохи и разные поколения нынешней труппы Художественного театра, есть и достоинства, — испортить игру таких выдающихся артистов, как Любшин и Тенякова, или Хабенский, Золотовицкий, Добровольская, почти невозможно, и несмотря на все усилия авторов, это им не удаётся, но слушать диалоги даже в их исполнении стоит все-таки в пол-уха. К примеру, Константин Хабенский играет в новом спектакле монтировщика, к которому в гости однажды наведывается режиссёр и, интересуясь жизнью сотрудника театра, просит рассказать его про самый счастливый день в жизни. И монтировщик Володя начинает рассказ, в котором 31 декабря, обнаружив, что в доме нет ёлки, он отправился к горисполкому и там оборвал ветки с голубых ёлок… Простите, какой горисполком? В Москве это — Моссовет и лишить тамошние ели — кстати, есть ли там ёлки? — никто бы никому не позволил. В жизни Юлии Поспеловой, возможно, был какой-то город и в нём горисполком с голубыми елями, но в МХТ кто-то должен был внести в эту очевидно чужую историю поправку на московские обстоятельства. Такие ляпы встречаются и в других историях: скажем, Игорь Золотовицкий играет директора гимназии, который приходит с коллегой в театр, то есть в МХТ и встречает в партере — двумя или тремя рядами ближе к сцене гимназиста, принимается издеваться над ним, потом выходит за программкой, возвращается и сообщает своей спутнице: «О, сколько народных…» Каких народных? Или это сюжет из нашего времени, где снова есть место и гимназиям, и гимназистам? Народных артистов, правда, становится меньше, хотя, по-прежнему сильно больше, чем в дореволюционные годы Художественного театра.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.