«Играем Шекспира»

16 апреля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Играем Шекспира» — так называется новый спектакль Центрального академического театра кукол имени Сергея Образцова. Из программки, туго свёрнутой как старинный свиток, становится известно, что в премьеру, которую придумал и поставил режиссёр и художник Виктор Никоненко, вошли сцены сразу из шести великих пьес — «Гамлета», «Сна в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Ричард III», «Отелло», «Король Лир», а также 66-й сонет. И все, и всё — за полтора часа без антракта. При заявленной краткости «Гамлет» представлен даже в двух переводах — Лозинского и Пастернака. И помимо сцен из названных шести пьес в спектакле нашлось место фантазии или вариации Сергея Плотова на тему трагедии «Отелло». Плотов — человек в театральном мире известный, автор многих знаменитых и смешных капустников Дома актёра (и не только Дома актёра); в афише нового спектакля он назван автором пьесы для театра кукол.
«Играем Шекспира»
Пьеса — наверное, громко сказано, речь, скорее, о связках между шекспировскими сценами. «Капустное прошлое» даёт себя знать с первой минуты и даже до начала спектакля, в котором начало, кажется, не имеет определённой отбивки, — пока публика рассаживается, артисты, один за другим, выходят на сцену, обмениваются приветствиями, примеривают костюмы и примериваются к каким-то конструкциям, уже стоящим на сцене. И когда спектакль вроде бы уже начинается, актёры не сразу подходят к шекспировскому тексту, точно по инерции продолжая фехтовать и ходить, как говорится, вокруг да около.
Первые минуты и в дальнейшем актёрские разговоры не «по Шекспиру», а сочинённые, вероятно, Сергеем Плотовым, тем зрителям, кто в театре что-то видел или слышал, или читал о том, как развлекались полулюбительские-полупрофессиональные европейские, в том числе студенческие театры в 80-е и в начале 90-х годов прошлого века, как и мне, например, живо напомнил один спектакль, виденный четверть века тому назад на фестивале в Тампере, — там английские актеры только тем и занимались, что «редуцировали» Шекспира и в конце исполняли почти цирковой трюк, разыгрывая «все пьесы» Шекспира за полторы минуты. В этот «краткий курс» вошли только самые известные реплики из самых популярных трагедий и комедий. Это было очень смешно.
В новом спектакле Образцовского театра нет цели рассмешить зрителей любой ценой. Смешные сцены из «Сна в летнюю ночь» соседствуют с лирической — на балконе из «Ромео и Джульетты», примерно на середину спектакля приходится страшноватый монолог Ричарда III, куклу которого, вернее, тело которого на глазах у зрителей и у других актеров собирает артист Андрей Нечаев, который только что выходил в роли и с куклой Фисбы из «Сна в летнюю ночь», а занимающая немалое место конструкция в какой-то момент оказывается головой ослепшего короля Лира, из глаз которого стекает по щеке большая сверкающая — хрустальная — слеза… Спектакль даёт редкую возможность увидеть разнообразие театра кукол, даже в пределах одной сцены, — Ромео и Джульетта, например, появляются в виде гигантских марионеток, а вот уже все веревки отпущены, исчезают в темноте и герои трагедии поднимаются над сценой, подобно влюбленным с картины Марка Шагала.
Технически — это очень сложносочинённый и очень чисто — технически чисто — исполненный спектакль, где развлекательные, «не лирические» отступления между шекспировскими сценами, кажется, придуманы для того только, чтобы никто не вообразил, что всё это всерьёз. А почему, собственно говоря, не сыграть «Ромео и Джульетту» или «Ричарда III» всерьёз, тем более, когда всерьёз — редкий случай — получается и получается хорошо? Тем более, когда постмодернизм с его всепоглощающей иронией как стиль, как метод остался за очередным поворотом истории?
Короче говоря, самое большое достоинство этого спектакля — как раз в серьёзных, впрочем, и в смешных, но именно в шекспировских сценах, в способности вызвать живые реакции и возвышенным диалогом Ромео и Джульетты, и наивными переживаниями самодеятельных актеров-ремесленников из «Сна в летнюю ночь». А все прочие актёрские разговоры с их повторяющимися и не слишком удачными шутками, идущими, на мой взгляд, от страха, что зритель может заскучать, к Шекспиру не добавляют ничего, но хорошо уже, что и не сильно Шекспира портят.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.