«Июльский дождь»
9 апреля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Много лет назад выдающийся советский и российский режиссёр и худрук театра «Ленком» Марк Захаров написал и опубликовал статью «Зачем Москве 200 театров». Кстати, кажется, как раз в последние годы в Москве действительно всерьёз озаботились этой проблемой, но речь — о театрах государственных, которые и вправду, наверное, странно и нецелесообразно открывать каждый год, новые и новые. Но если открываются новые частные театры, — думается, тут как раз уместной будет цитата из Маяковского, — значит, это кому-нибудь нужно. Понятно, что это нужно актерам-выпускникам, нуждающимся в профессиональной реализации. Но на спектакли новых частных театров приходит и публика — приходит, покупает билеты, а когда спектакль заканчивается, аплодируют стоя, — значит, дело это точно нужное. И тогда понятно, почему за последнее время в Москве появились театр «Курс», театр «Мастерских» и вот только что в Музее Москвы актер и режиссер Григорий Добрыгин теперь уже как продюсер открыл театр «А39», название которого получилось из сокращения до трех знаков, этакой аббревиатуры аудитории № 39, в которой на третьем этаже проводят последний четвёртый год учёбы студенты режиссерского факультета ГИТИСа. Кстати, именно в этой аудитории в разные годы родились ныне вполне себе государственные московские театры «Мастерская Петра Фоменко» и Студия театрального искусства. В этой самой 39-й аудитории ещё год назад играли свои дипломные спектакли студенты Мастерской Олега Львовича Кудряшова, составившие ныне труппу нового театра.
В репертуар театра, кстати, некоторые дипломные спектакли мастерской уже вошли — те, которые еще студентами «кудряши» играли на сцене Театра «Практика», в том числе и когда Практика на время капитального ремонта переехала в стены Музея Москвы. Но для открытия театра выбрали киносценарий «Июльский дождь» Анатолия Гребнева и Марлена Хуциева, известный по одноименному фильму, фильму, который ознаменовал собой в советском кино новую волну, время оттепели, по сути — очень короткую, но всё-таки очень важную эпоху в советском искусстве, не только в кино.
Для нового театра «Июльский дождь» оказался хорошим материалом, поставить спектакль доверили отчасти чужому человеку — выпускнику не Кудряшова, а Сергея Васильевича Женовача, Мураду Абулкатинову. На сцене — несколько старых телефонных кабин, на заднике — картины современной Москвы, черно-белое видео, отсылающее к тому самому кино 60-х годов прошлого века, но снята вполне сегодняшняя Москва. И герои — тоже, конечно, сегодняшние, которых играют молодые актеры, в главной роли — красавица Серафима Гощанская, которая, тем не менее, думается, вполне могла бы увлечь и Марлена Хуциева, попадись она ему, когда Хуциев отбирал актеров для «Июльского дождя». Получилась история о словах, о словах, разговорах, которые часто уводят от смысла, чем больше говорят, тем всё дальше, история о том, как много разных и недужных ненужных связей, дружб ненужных, о чем написал однажды Евгений Евтушенко в стихотворении, которое он сам так любил читать на всех своих поэтических вечерах. В общем, вполне себе сегодняшняя история, во второй своей части несколько затянутая, но это как раз начинающим простить несложно.