«Истории»

15 января 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
К столетию Театра Маяковского новый худрук Егор Перегудов приготовил премьеру спектакля-ревю под названием «Истории». В течение трёх часов с антрактом на сцену выходят любимые известные артисты в номерах, которые сами и выбрали: например, Светлана Немоляева играет фрагмент из спектакля «Смех лангусты». На протяжении многих лет Немоляева играла в этом спектакле другую великую актрису, Сару Бернар, а её супруг, народный артист России Александр Лазарев играл роль секретаря Сары Бернар, по ходу спектакля преображающийся во всех её собеседников, друзей и знакомых. Это — трогательный номер и хорошо, что нынешние юбилейные «Истории» начинаются с такой сильной ноты. Немоляева, как и положено звезде, ведет диалог, вольно расположившись на диване, а отвечает ей по счастью записанный на плёнку голос Лазарева. В финале его фигура появляется на заднике, что добавляет тем большую трогательность этой сцене, отсылающей к лучшим страницам и традициям гончаровского периода Театра Маяковского.
Венчает действо народный артист России Игорь Костолевский чтением «Солнечного удара» Бунина, а между ними — «Лебединая песня» Чехова, чеховская же «Драма», сцены по рассказу Аркадия Аверченко и по рассказу Шукшина, фрагмент из поэмы «Русские женщины» Некрасова.
Вот такая история. Пока что едва ли не самое удачное в этом представлении — художественное решение Владимира Арефьева: всё начинается с того, что сверху на штанкетах опускаются десятки, а потом и сотни костюмов, накопленные за, может, и не столетие, но точно за полвека с лишним и, в конце концов, всё зеркало сцены заполняется костюмами, от планшета до самых-самых колосников. Это впечатляет, так что, возможно, приглашение Арефьева стать главным художником театра стало важнейшим и лучшим решением нового худрука. А выход костюмов из разных спектаклей Маяковки, разных лет и даже разных эпох превращается во впечатляющую инсталляцию и одновременно — акцию в честь 100-летия театра. Что ещё хочется сказать? Скорее, что ещё не хотелось бы сказать, потому как хочется сказать что-то хорошее, а хорошее я уже сказал про Немоляеву и могу сказать — ещё про номер Ольги Прокофьевой, которая, оказывается, много лет мечтала выйти на сцену с рассказом о княгине Волконской из поэмы «Русские женщины». Эта сцена вышла несколько затянутой для такого юбилейного ревю, но глубокий её драматизм по-настоящему захватывает, когда на время, как говорится, забываешь обо всем, не теряя одновременно чувства сегодняшнего дня, когда мгновенно все внутри отзывается на живую боль некрасовской героини и действительно великой женщины-декабристки.
Дальше — сплошь вопросы. В театре, как известно, в смысле приемов игры или даже режиссерского решения украсть ничего нельзя, поскольку все уже где-то было и даже не раз. Но нынешние юбилейные «Истории» слишком сильно напоминают не менее юбилейную и не позабытую «Пристань», приуроченную к 90-летию Театра Вахтангова, где великие и выдающиеся Юрий Яковлев, Владимир Этуш, Людмила Максакова, Галина Коновалова выходили в таких же точно ролях, которые всю жизнь мечтали сыграть, да не сыграли. Принцип тот же. Начинать свою жизнь в новом театре со столь очевидного повтора представляется странным делом.
В программке к «Драме» Чехова прилагается посвящение Раневской, которая — читаем — проработала в Театре Революции 6 лет, в 40-е годы. Но в «Драме» Чехова — две роли, и в короткометражном фильме по этому рассказу играет не только Раневская, но еще и народный артист СССР Борис Тенин, прослуживший в Театре Маяковского почти 20 лет. И если спектакль посвящается 100-летию театра, такие умолчания выглядят двусмысленно, — то есть, наоборот, они очевидно свидетельствуют, что новые люди не знают театра, куда попали, скорей всего случайно, и не очень его историей интересуются. Для Ардовой, судя по ее монологу в юбилейной программке-буклете, всегда была важна Раневская, а для истории Театра Маяковского памятен и Тенин. Юбилей — такая штука, когда очень важно вспомнить всех, кто матери-истории ценен, а публике — раз речь о театре — показать все, чем богаты сегодня, причем с наилучшей стороны. И тут, увы, снова приходится сказать неприятное, теперь уже точно — о режиссерской работе: к сожалению, с наилучшей стороны не получилось, не помог режиссер. И тут вправе вспомнить недавнее прошлое Маяковки: Арцибашев не имел такого громкого режиссерского имени, но в его работах некоторые из тех, кому посчастливилось выйти в юбилейном представлении, проявляли себя неожиданно и сыграли замечательные роли…
Ничего не поделать: ностальгические воспоминания — неизбежность любого юбилея.

Последние выпуски программы

«Тартюф»

На сцену «Под крышей» Театра имени Моссовета худрук Евгений Марчелли выпустил «Тартюфа».

«Душа моя Павел»

Спектакль «Душа моя Павел» художественный руководитель Молодёжного театра Алексей Бородин выпустил в апреле 2022 года и с тех пор его играют, нечасто, но раз в месяц — обязательно.

«Пушкин.Кабаре»

Анонсы премьеры в «Ленкоме» нового спектакля Алексея Франдетти «Пушкин.Кабаре» появились прежде, чем он объявил об уходе с поста главного режиссёра театра, тем не менее, вышло так, что первый его спектакль на этом посту стал дебютом в «Ленкоме», а второй — прощальным.