«Лабардан-с»

  • 27 ноября 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Новый спектакль Студии театрального искусства называется «Лабардан-с», но чтобы сориентировать тех, кто еще не прочитал или успел забыть важные подробности комедии Гоголя, на сайтах, которые специализируются на продаже театральных билетов, премьеру называют по первоисточнику — «Ревизор».
В программке авторство спектакля делят четверо, все — постоянные члены творческой команды Женовача, а значит — и Студии театрального искусства: помимо Сергея Женовача, это — Александр Боровский, Дамир Исмагилов, Григорий Гоберник. В принципе, кто ходит в театр, знают, что Женовач — режиссер, Александр Боровский — театральный художник, сценограф, Дамир Исмагилов — художник по свету, а Григорий Гоберник сочиняет и подбирает музыку, но в программке «Лабарданса» такого деления по ролям нет, сочиняли — все и теперь все четверо отвечают за всё.
«Лабардан-с»
На том спектакле, который увидел я (а я надеюсь в самое ближайшее время пойти еще, а потом — если снова понравится, и еще раз), среди зрителей был большой актер, некоторое время тому назад тоже сыгравший в «Ревизоре», но там создатели, не доверившись Гоголю, немало сил потратили на актуализацию текста. «Лабарданс» в Студии театрального искусства можно назвать мощным ответом всем тем, кто считает, что гоголевский юмор состарился, покрылся патиной или ржавчиной, выветрился за прошедшие с момента написания и первой премьеры 180 лет. Это — во-первых — очень смешной спектакль, четверо его создателей много чего напридумывали и поместили всех героев в баню, где они без каких-либо перемещений — в гостиничный номер или в дом городничего — безвылазно проводят все пять актов, но самое смешное в спектакле — все-таки гоголевский текст, который звучит необыкновенно и злободневно, и смешно, впрочем, как это всегда случается, когда театр верит Гоголю.
Баня — это понятно, баня не вызывает сомнений; помнится, в спектакле Нины Чусовой первая встреча Городничего с чиновниками происходила на зимней рыбалке. Это было смешно и понятно, но все-таки баня в России и много лет назад и сегодня — куда более распространенное место для решения серьезных вопросов с участием чиновников разного уровня.
Гоголевский «Ревизор» — это невероятный, можно сказать, цирковой в своём совершенстве полет авторской фантазии, причем не только в знаменитой сцене хлестаковского вранья про суп из Парижа и 35 тысяч одних курьеров. И спектакль Женовача и его компании требует от актеров циркового мастерства и циркового же расчета каждого жеста, движения, шага, поскольку банный интерьер предполагает большое количество воды на сцене и любая неловкость опасна. Актёры, надо отдать им должное, это мастерство — сродни цирковому — демонстрируют, когда каждый жест рассчитан буквально до миллиметра, а иначе — оступился, поскользнулся и всё; и добиваются необходимой легкости и в движениях, и в подаче гоголевского текста.
Можно сказать, что уже на первых спектаклях «Лабарданс» — это ещё и несколько замечательных и сильных актерских работ, в первую очередь — Никиты Исаченкова в роли Хлестакова, которого я, например, и не раз видел в дипломных спектаклях, и он оставил хорошие воспоминания, но тут Женовач открывает в нем большого артиста, если можно так сказать, с большим запасом прочности. Кстати, в уже упомянутой сцене вранья режиссер позволяет себе вольность, одну из немногих, — чиновники сами подают ему нужные реплики, можно сказать суфлируют, сами создают им желанный фантом и лишь на середине пути Хлестаков, вдохновившись их советами, принимается фантазировать самостоятельно, без посторонней помощи.

Последние выпуски программы

«Сны мальчика. Сказки Щедрина»

Спектакль «Сны мальчика. Сказки Щедрина», который Евгений Закиров поставил на «Чердаке Сатиры», можно считать отголоском студенческого увлечения театром масок: персонажи сказок Щедрина все в масках, а самого простодушного, самого искреннего героя — 10-летнего мальчика — играет ростовая кукла.

«Ромео и Джульетта»

Не будучи балетным критиком — как говорится, вообще и никогда, — я, как говорится, не могу молчать и не отозваться на премьеру «Ромео и Джульетты» в Большом театре, на очередное возобновление балета Леонида Лавровского, возвращённого на историческую сцену Большого театра народным артистом СССР, великим танцовщиком и хореографом, и сыном Леонида Лавровского Михаилом Лавровским.

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.