«Лабардан-с»
27 ноября 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Новый спектакль Студии театрального искусства называется «Лабардан-с», но чтобы сориентировать тех, кто еще не прочитал или успел забыть важные подробности комедии Гоголя, на сайтах, которые специализируются на продаже театральных билетов, премьеру называют по первоисточнику — «Ревизор».
В программке авторство спектакля делят четверо, все — постоянные члены творческой команды Женовача, а значит — и Студии театрального искусства: помимо Сергея Женовача, это — Александр Боровский, Дамир Исмагилов, Григорий Гоберник. В принципе, кто ходит в театр, знают, что Женовач — режиссер, Александр Боровский — театральный художник, сценограф, Дамир Исмагилов — художник по свету, а Григорий Гоберник сочиняет и подбирает музыку, но в программке «Лабарданса» такого деления по ролям нет, сочиняли — все и теперь все четверо отвечают за всё.
На том спектакле, который увидел я (а я надеюсь в самое ближайшее время пойти еще, а потом — если снова понравится, и еще раз), среди зрителей был большой актер, некоторое время тому назад тоже сыгравший в «Ревизоре», но там создатели, не доверившись Гоголю, немало сил потратили на актуализацию текста. «Лабарданс» в Студии театрального искусства можно назвать мощным ответом всем тем, кто считает, что гоголевский юмор состарился, покрылся патиной или ржавчиной, выветрился за прошедшие с момента написания и первой премьеры 180 лет. Это — во-первых — очень смешной спектакль, четверо его создателей много чего напридумывали и поместили всех героев в баню, где они без каких-либо перемещений — в гостиничный номер или в дом городничего — безвылазно проводят все пять актов, но самое смешное в спектакле — все-таки гоголевский текст, который звучит необыкновенно и злободневно, и смешно, впрочем, как это всегда случается, когда театр верит Гоголю.
Баня — это понятно, баня не вызывает сомнений; помнится, в спектакле Нины Чусовой первая встреча Городничего с чиновниками происходила на зимней рыбалке. Это было смешно и понятно, но все-таки баня в России и много лет назад и сегодня — куда более распространенное место для решения серьезных вопросов с участием чиновников разного уровня.
Гоголевский «Ревизор» — это невероятный, можно сказать, цирковой в своём совершенстве полет авторской фантазии, причем не только в знаменитой сцене хлестаковского вранья про суп из Парижа и 35 тысяч одних курьеров. И спектакль Женовача и его компании требует от актеров циркового мастерства и циркового же расчета каждого жеста, движения, шага, поскольку банный интерьер предполагает большое количество воды на сцене и любая неловкость опасна. Актёры, надо отдать им должное, это мастерство — сродни цирковому — демонстрируют, когда каждый жест рассчитан буквально до миллиметра, а иначе — оступился, поскользнулся и всё; и добиваются необходимой легкости и в движениях, и в подаче гоголевского текста.
Можно сказать, что уже на первых спектаклях «Лабарданс» — это ещё и несколько замечательных и сильных актерских работ, в первую очередь — Никиты Исаченкова в роли Хлестакова, которого я, например, и не раз видел в дипломных спектаклях, и он оставил хорошие воспоминания, но тут Женовач открывает в нем большого артиста, если можно так сказать, с большим запасом прочности. Кстати, в уже упомянутой сцене вранья режиссер позволяет себе вольность, одну из немногих, — чиновники сами подают ему нужные реплики, можно сказать суфлируют, сами создают им желанный фантом и лишь на середине пути Хлестаков, вдохновившись их советами, принимается фантазировать самостоятельно, без посторонней помощи.