«С художника спросится»

  • 25 февраля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«С художника спросится» — так называется спектакль, который с периодичностью примерно раз в месяц играют на Симоновской сцене Театра имени Вахтангова. Сама эта фраза была вынесена в название статьи Вахтангова, статьи, написанной уже после революции, когда трудно было всем и, наверное, можно сказать, было вообще не до театра, а Вахтангов пишет, что с художника спросится и с тех самых пор слова эти многими считаются одним из девизов и одним из правил жизни для тех, кто числит себя среди вахтанговских учеников и последователей его взглядов на театр. Леопольда Сулержицкого, которого можно назвать и соратником Вахтангова, и одним из его учителей, уже не было в живых, но уроки его по-прежнему были важны и для Вахтангова, и для всех, кого соединили Студии Художественного театра, — собственно говоря, имя Сулержицкого и сегодня можно найти в московской театральной афише, ему приписывают соавторство в той «Синей птице», что и сегодня идет во МХАТе имени Горького, хотя, конечно, за прошедшие 114 лет от Сулержицкого, да и от всех остальных постановщиков спектакля 1908 года, не осталось ничего. В отличие от недавней премьеры Вахтанговского театра, где чувствуется попытка воскресить Сулержицкого, вслушаться в его слова, вдуматься в его мысли, проникнуться и словами, и мыслями… И надо признать, что театр — такое место, где такие чудеса редко, но случаются.
Здесь нет синтезированных голосов, нет каких-то других дорогостоящих решений, — только актеры, которые в образах дзанни, персонажей итальянской комедии масок, актеры — недавние выпускники Щукинского театрального института при Вахтанговском театре, вспоминают, как это было сто лет назад и даже чуть раньше.
«С художника спросится»
Будь моя воля, я бы водил на этот спектакль всех, кто учится на актерских факультетах, всех, кто учится на режиссеров, а ещё — рекомендовал бы его к обязательному просмотру всем, кто собирается стать актером или режиссером, потому что в этом небольшом, даже скромном во многих отношениях спектакле — как скромными по тогдашним финансовым возможностям были и спектакли Вахтанговской студии, звучит величие театральной мысли Сулержицкого, а за ним — и Вахтангова. Это — замечательная история рождения великих театральных замыслов, рождения и воплощения, попытка вывести закон, общий для рождения любого настоящего, тем более великого театра: такой — великий театр рождается только при наличии окрыленных одной идеей компании единомышленников. Тут — как с определением революционной ситуации: может быть только так и никак иначе. Компания идеалистов, разумеется, людей талантливых. Еще лучше — гениальных. По-другому не бывает. Компания единомышленников, похожая на семью. В этом смысле спектакль вахтанговского театра — отчасти семейная история: доктор искусствоведения Елена Дунаева — автор идеи и литературной композиции, а режиссером выступила — ее дочь Ася Князева, а актеры — недавние выпускники Щукинского института, как уже было сказано, то есть — питомцы Евгения Владимировича Князева.
Можно и, наверное, нужно добавить, что у спектакля «С художника спросится» есть не только автор идеи, но также научный консультант Маргарита Литвин, которая помогла собрать необходимый документальный материал. Так что спектакль, несмотря на всю его научную подготовленность и историческую удаленность описываемых и разыгрываемых событий, поставлен в ныне модной технике вербатим, поскольку все слова принадлежат конкретным историческим фигурам, среди которых — давно уже забронзовевшие Станиславский, Немирович-Данченко, Лев Толстой, Антон Павлович Чехов, Горький и многие другие, с которых тут и лоск сняли и пыль протерли с их истрепанных и редко кем вспоминаемых слов. А говорили они важные вещи, без которых театру не выжить. И не родиться.

Последние выпуски программы

«Собачье сердце»

Модный режиссёр, он же — автор инсценировки Антон Фёдоров выпустил в московском ТЮЗе спектакль «Собачье сердце». На сайте театра в связи с этим предлагают вспомнить, что когда-то «Собачье сердце» поставила на этой самой сцене Генриетта Яновская, ставший её первым спектаклем-визитной карточкой и нового худрука, и нового театра.

«Клоуны»

В театре бытует мнение, что спектакль начинает жить полноценной жизнью примерно на 10-12-м представлении. Премьеру «Клоунов» в театре ОКОЛО Дома Станиславского сыграли в минувшем октябре, так что время смотреть спектакль уже пришло и можно безбоязненно его рекомендовать, имея в виду то ещё, что «Клоуны» — из тех спектаклей, где для успеха многое должно сойтись….

«Не только любовь»

Для первой в этом году оперной премьеры Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выбрал оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». Написанная в самом начале 60-х, она сразу же была поставлена, — в 1961 году буквально одна за другой, с разницей в месяц, премьеры вышли в Новосибирском театре оперы и балета и в Большом.