Слушая записи Игоря Маркевича
27 августа 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Алексей Панов продолжает свой рассказ о знаменитом дирижере русского происхождения Игоре Маркевиче. В программе звучат записи маэстро разных лет…
В 30-е годы Маркевич — одна из заметных фигур европейской музыкальной культуры. Он ярко проявляет себя как композитор авангардной стилистики. В 1930 году происходит его дирижерский дебют, а спустя несколько лет он уже выступает с симфоническими программами. После войны Маркевич почти перестаёт сочинять и переключается на дирижёрскую деятельность, гастролируя по всему миру. В 1960 году он впервые посетил с гастролями СССР, где выступал с Государственным симфоническим оркестром и с оркестром Московской филармонии. Гастроли были очень успешным. Вот как отзывался о дирижере великий Генрих Нейгауз:
«Мне кажется, он принадлежит к тому типу современного дирижера, для которого произведение и его исполнители, то есть оркестр и оркестранты, более важны, чем он сам, что он прежде всего служитель искусства, а не повелитель, диктатор. Такое поведение — очень современное явление. Время, когда титаны дирижерского искусства прошлого, с точки зрения просвещенного академизма („надо прежде всего исполнять верно“), иногда позволяли себе вольности — стихийно подчиняли композитора своей творческой воле, — это время ушло… Итак, я причисляю Маркевича к тем исполнителям, которые не стремятся себя выставить напоказ, но расценивают себя приблизительно как „первого среди равных“ в оркестре. Обнимать духовно много индивидуальностей — а этим искусством Маркевич безусловно владеет — всегда является доказательством большой культуры, таланта и ума».
В программе звучат записи маэстро разных лет, среди них — Четвертая симфония Брамса, Антракт к третьему действию оперы «Лоэнгрин», пьесы из сюиты Жоржа Бизе «Детские игры», записи с советскими исполнителями и другие.