Рожденный Венгрией: Ференц Фричай
30 июля 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 2014 году музыкальный мир отмечал столетие со дня рождения великого венгерского дирижера Ференца Фричая. Он прожил всего сорок восемь лет, но за это время успел сделать многое. Именно ему довелось возрождать музыкальную жизнь послевоенного Берлина, где он стоял у истоков Немецкого симфонического оркестра Берлина и фирмы «Deutsche Grammophon»…
Ференц Фричай родился в 1914 году в Будапеште. О его детстве и юности известно совсем немного. В возрасте девятнадцати лет он закончил Будапештскую Академию музыки, где среди его учителей были Бела Барток, Золтан Кодай, Эрнст фон Донаньи и Лео Вайнер. Все они представляли цвет венгерской музыкальной культуры того времени. А сам Фричай помимо композиции и дирижирования изучал игру на фортепиано, скрипке, кларнете, тромбоне и ударных. Вскоре после окончания Академии он возглавил военный духовой оркестр в городе Сегеде, который в дальнейшем преобразовал в симфонический. Этим коллективом он будет руководить вплоть до 1943 года. Уже тогда у Фричая как дирижера проявляются его индивидуальные приоритеты, среди которых венские классики и композиторы родной Венгрии.
Первое признание молодого маэстро связано с Зальцбургским фестивалем 1947 года, где Фричай дирижировал премьерой оперы Готфрида фон Эйнема «Смерть Дантона», заменив в последний момент заболевшего Отто Клемперера и снискав грандиозный успех. Пережив преследования гестапо и годы Второй мировой войны, Ференц Фричай встал во главе нового специально созданного в Берлине Симфонического оркестра радио американского сектора и у руля только зарождавшейся «Deutsche Grammophon», для которой ему выпала честь сделать первую запись в истории. До появления Караяна Фричай оставался главным дирижером «Deutsche Grammophon», записывая захватывающие исполнения реквиемов Дворжака и Верди, опер Моцарта и современной музыки.
О судьбе и творчестве Ференца Фричая рассказывает Алексей Панов…