Думы кобзарские
25 июня 2014
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Алексей Панов и Любовь Басурманова рассказывают о народной украинской традиции — кобзарстве. Это глубоко национальное явление уходит корнями вглубь веков и связано не только с уникальным видом устного музыкального творчества, диковинным инструментом — кобза, но и многочисленными сакральными верованиями и преданиями…
Первые упоминания о кобзарских «думах» (исторических песнях), как о «песнях о смерти героев», находятся в польских источниках и относятся к XV–XVII столетиям.
Существует два популярных в народе образа кобзаря. Первый из них, запечатленный на лубочных картинах минувшей поры, являет немеркнущий образ казака-химеры Мамая — умелого воина, певца и бандуриста. Согласно преданиям, Мамая не брала ни пуля, ни сабля, и он оставался вечно молодым.
И совсем другой тип кобзаря — слепой старец («дидусь»), который передвигается от села к селу с помощью мальчика-поводыря, распевая песни и баллады. Ими он умел затронуть самые животрепещущие струны человеческой души.
«В народе образ кобзаря воплощал собой образец нравственности, — поясняет Любовь Басурманова. — О нем даже говорили — „из-за реки“, то есть „с того света“. Как правило, кобзари занимались уличным музицированием: они заходили в дома, пели детям, юношам и девушкам, наставляя их на будущий жизненный путь; потом пели старшему поколению. Среди прочего, они пели духовные стихи, юмористические и бытовые песни. Кобзари воспринимались как волхвы: они проверяли поколения на правильность воспитания. Кобзарь был очень почитаемым лицом в народе — не дай Бог обидеть кобзаря! А еще меня потряс один факт — даже самый бедный крестьянин имел на своем поле часть земли для того, чтобы обеспечить подаяние кобзарю, если тот его посетит…»