Музыкальные вершины Габриэля Форе
9 октября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Алексей Панов продолжает свой рассказ о творческой жизни одного из ключевых композиторов французской музыки — Габриэля Форе…
Искусство Форе загадочно. «Французский Шуман», «поэт интимности», «мастер очарований» — так его называли современники. Критики писали о Форе: «Ум элегантный, светский, невероятно изысканный»; «Он — музыкант элегий, нашептываемых исповедей и грез». Да и сам композитор как-то сказал одной из своих почитательниц: «Я раздвинул границы изящества и тонкости». И действительно, именно изящество и тонкость, необычайная красота мелодий и гармонические изыски во многом объясняют невероятное обаяние музыки композитора. По натуре он был лирик и приверженец камерных жанров, не столь популярных у широкой публики, как, например, опера. Впрочем, и в этой области Форе удалось достичь высот — его опера «Пенелопа» является, по словам Жозефа де Марлиава, «безупречным шедевром и одним из самых совершенных образцов театральной музыки». А последние сочинения этого мастера поражают экспрессией и внутренней энергией.
Алексей Панов: «Вся жизнь композитора прошла в музыке: его философия и его восприятие мира — они тоже в его музыке. Необходимо также помнить, что все произведения, написанные им с 1903 года и до конца жизни, были отчаянным сражением, поскольку серьезная болезнь слуха лишила его возможности слышать и свободно творить. Может быть, это было сражение с самим собой, но, тем не менее, музыкальные шедевры, которые оставил Форе, и его земная жизнь стали для нас подлинным примером самоотверженного служения искусству, доказывающий в очередной раз, что не столько недуг определяет жизнь человека, сколько то, как он его преодолевает…».