Отто Клемперер — жизнь в музыке и в борьбе
25 сентября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Алексей Панов продолжает свой рассказ о жизни одного из ведущих дирижеров Германии середины ХХ века — Отто Клемперера. Несмотря на блистательную карьеру и значительный вклад в мировое музыкальное наследие, маэстро за свою жизнь пришлось пережить немало испытаний — от преследования нацистов до сильнейших увечий, полученных в результате бытовой неосторожности…
В 1933 году нацисты приходят к власти, и Клемпереру как еврею приходится оставить Германию. Он переезжает в США, где долгое время влачит жалкое существование и не может найти работы. В этот трудный период своей жизни дирижер меняет вероисповедание и обращается к католицизму. Спустя время маэстро все же предоставляется шанс — его назначают дирижером Лос-Анджелесского филармонического оркестра, который он выводит на мировой уровень. В это же время Клемперер начинает концентрироваться на классических произведениях немецкого репертуара, которые впоследствии принесут ему самую большую известность — в особенности исполнения произведений Бетховена, Брамса и Малера.
После Второй мировой войны Клемперер возвращается в Европу. В 1947–1950 гг. он работает в Будапештской опере и гастролирует с различными европейскими оркестрами. Болезнь прерывает эту работу. Стараясь уйти от назойливого внимания усиливавшегося влияния коммунистической идеологии, в середине 50-х годов дирижер возвращается к гастрольной деятельности, но работает главным образом с лондонским оркестром «Филармония», созданным знаменитым продюсером Вальтером Легге при студии EMI. С 1959 года и до конца жизни Клемперер — главный дирижёр этого оркестра, с которым он сделает ряд выдающихся записей.
Отто Клемперер — человек несгибаемой воли и мужества. Несколько раз тяжелая болезнь отрывала его от сцены. Еще в 1939 году он перенес операцию опухоли мозга и был почти парализован, но вопреки предположениям врачей встал за пульт. Позже в результате падения и перелома позвоночника дирижер опять должен был провести долгие месяцы в больнице, но вновь превозмог недуг и вышел на концертную эстраду. Несколько лет спустя Клем перера постигло очередное несчастье — находясь в клинике, он случайно заснул, лежа в постели. Выпавшая из рук сигара подожгла одеяло, и дирижер получил сильные ожоги, потребовавшие операции по пересадке кожи. И еще раз сила воли и любовь к искусству помогли несгибаемому маэстро вернуться к жизни и доказать собственным примером, что жажда творчества преодолевает любые преграды…