Памяти Отто Клемперера

18 сентября 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Программа посвящена выдающемуся немецкому дирижеру и композитору Отто Клемпереру (Otto Klemperer)…
Алексей Панов: «В этом году мы отмечаем 40 лет со дня смерти великого немецкого дирижера Отто Клемперера. Это был человек уникальной судьбы. Прежде всего поражает его беззаветное самоотверженное служение искусству. Как принято говорить, в искусстве много званных, но мало избранных. Клемперер был избранным. Искусство стало для него только путеводной звездой, но и его Богом. Музыка помогала ему выжить. И в этом смысле судьба маэстро — это еще и огромный духовный подвиг…»
Отто Клемперер родился в силезском городе Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) в семье коммерсантов. Музыке он начал учиться во франкфуртской консерватории Хоха как пианист, затем вслед за своим учителем Джеймсом Квастом перешёл в берлинскую Консерваторию Штерна.
В 1905 году он познакомился и подружился с Густавом Малером. В 1907 году Отто Клемперер по рекомендации Малера получил место руководителя оркестра театра Праги.
Следующими местами его музыкальной карьеры были городской театр Гамбурга (1910—1912) и Бармена (1912—1913). С 1914 по 1917 гг. он был заместителем директора городского театра в Страсбурге и главным дирижером страссбургской филармонии. А в 1917–1924 гг. работал руководителем оркестра, а затем и генеральным директором Кёльнской Оперы.
С 1927 до 1931 гг. Клемперер дирижировал Кролль-Оперой в Берлине. Здесь он снискал репутацию поборника новой музыки, поскольку включал в свой репертуар произведения Яначека, Шёнберга, Стравинского, Хиндемита.
В 20-30-х гг. Отто Клемперер неоднократно гастролировал в СССР и произвёл неизгладимое впечатление на московскую и ленинградскую публику; один из ленинградских критиков писал: «Когда поняли, вернее, инстинктом учуяли, что такое Клемперер, на него стали ходить так, что огромный зал филармонии не может уже больше вместить всех желающих послушать, а главное — посмотреть знаменитого дирижера. Не видеть Клемперера — это значит лишить себя большой дозы впечатления. С момента выхода на эстраду Клемперер властно завладевает вниманием аудитории. Она с напряженным вниманием следит за его жестом. Человек, стоящий за пустым пультом (партитура — в голове), постепенно растет и заполняет собой весь зал. Все сливается в одном акте творчества, в котором, кажется, принимают участие все присутствующие. Клемперер впитывает в себя волевые заряды отдельных индивидуумов, чтобы разрядить накопленную психологическую энергию в мощном, увлекающем и захватывающем творческом порыве, не знающем преград… Вот в этом неудержимом вовлечении в свое искусство всех слушателей, теряющих грань между собой и дирижером и возвышающихся до творческого осознания величайших музыкальных композиций, заключается секрет того колоссального успеха, которым вполне заслуженно пользуется у нас Клемперер».
В конце 30-х годов на дирижера обрушилось страшное несчастье. Приговор врачей был неутешителен. Однако именно музыка и вера в искусство помогли Отто Клемпереру найти в себе силы и снова встать у пульта оркестра. О борьбе с тяжелой болезнью, работе в США и обращении в католицизм — поговорим в следующей программе…

Последние выпуски программы

Забытые имена: пианист Юрий Егоров. Передача вторая

Алексей Панов продолжает свой рассказ о советско-нидерландском пианисте Юрии Егорове и его трагической судьбе.

Забытые имена: пианист Юрий Егоров. Передача первая

Имя пианиста Юрия Егорова сейчас мало что говорит любителям фортепианной музыки.В советское время из-за клейма «невозвращенца» о нём не упоминали.

Георг Отс. Передача вторая

Продолжение рассказа о Георге Карловиче Отсе, эстонском эстрадном и оперном певце и обладателе потрясающего баритона.