Гендель: искусство побеждать

21 августа 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
К концу жизни Гендель работал с напряжением всех человеческих сил. Зрение его стремительно падало, а в 1751 году была сделана роковая операция на глаза, которая окончательно ослепила композитора…
Алексей Панов: «В прошлой передаче мы уже начали рассказ о последнем — лондонском — периоде жизни великого композитора. Это был сложный период — падений и успехов, краха и вновь начала деятельности на посту придворного композитора, а кроме того еще и председателя Академии музыки (этот пост ему даровала сама королева Англии). Многие склонны считать Генделя конформистом и приспособленцем. А что было делать? Как можно было получить те привилегии, стать известным, одним из лучших композиторов Европы своего времени, если не общаться с власть имущими? Испокон веков это была проблема для людей искусства: художники, музыканты, поэты, писатели — многие из них искали расположения и благосклонности монарших особ. Гендель здесь не был исключением. Та устремленность и сила воли, с которыми он шел по жизни, поистине вызывают восхищение…»
Многочисленные волнения и жестокие игры при дворе привели к тому, что в 1737 году Генделя разбил паралич. Казалось, конец неминуем, но железное здоровье и воля несгибаемого композитора одержали верх. При содействии друзей Гендель был отправлен на оздоровительный курорт, где поправлял свое здоровье.
По возвращению в Лондон он продолжает работать: отказывается от написания опер и всецело посвящает себя сочинению ораторий. В пьесе драматурга Пауля Барца в описании так никогда и несостоявшейся встречи Генделя и Баха, композитор наставляет своего великого коллегу:
«Пишите оратории — только не слишком много христианства, иначе не пойдут евреи, и, пожалуйста, поменьше морализаторства, иначе не пойдут дамы».
Оратория сороковых годов становится ключевым жанром в творчестве композитора, и на зависть всем своим недоброжелателям Гендель отвечает великой трилогией из ораторий — «Самсон», «Израиль в Египте» и «Мессия».
В программе звучат фрагменты сочинений Георга Фридриха Генделя:
— антема для Воспитательного дома в Лондоне;
— оратории «Мессия»;
— и оратории «Праздник Александра».

Последние выпуски программы

Забытые имена: пианист Юрий Егоров. Передача вторая

Алексей Панов продолжает свой рассказ о советско-нидерландском пианисте Юрии Егорове и его трагической судьбе.

Забытые имена: пианист Юрий Егоров. Передача первая

Имя пианиста Юрия Егорова сейчас мало что говорит любителям фортепианной музыки.В советское время из-за клейма «невозвращенца» о нём не упоминали.

Георг Отс. Передача вторая

Продолжение рассказа о Георге Карловиче Отсе, эстонском эстрадном и оперном певце и обладателе потрясающего баритона.