Роза Тамаркина — на пике славы
22 мая 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вторая передача об одной из ведущих пианисток советской эпохи — блистательной Розе Тамаркине рассказывает о расцвете творческой карьеры артистки…
Время шло… Роза Тамаркина постепенно выдвигалась в лучшие ученики консерватории. В 1933 году она приняла участие в Первом всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, где получила специальную премию, поскольку по возрасту не могла считаться полноправной участницей конкурса. А уже через три года, будучи студенткой Гольденвейзера в консерватории, на Втором конкурсе уверенно заняла первое место.
Триумфальным стало выступление 16-летней Тамаркиной на III Международном конкурсе имени Шопена, проходившем в Варшаве в феврале–марте 1937 года. Блестяще исполнив конкурсную программу, пианистка завоевала симпатии публики и жюри (в числе судей были Генрих Нейгауз, Эмиль Зауэр, Вильгельм Бакхауз) и получила вторую премию, уступив лишь Якову Заку.
Алексей Панов: «Еще раньше, в 1927 году, на I конкурсе имени Шопена, первая премия безоговорочно была присуждена нашему соотечественнику — советскому пианисту и педагогу Льву Оборину. Этот факт заранее поднимал планку участников из Советского Союза на гораздо более высокую ступень. Поскольку Польша тогда была еще капиталистической страной, в обществе ощущалось некое недоверие и враждебность по отношению к советским исполнителям. Тем не менее, этот лед удалось растопить: недаром на третьем шопеновском конкурсе первая премия была присуждена Якову Заку, а вторая — единогласно досталась юной Розе Тамаркиной…»
«У Розы поразило именно то, что несмотря на свой юный возраст, она, несомненно, является совершенно сформировавшейся, совершенно сознательной пианисткой» — отмечал тогда Генрих Нейгауз. В конкурсе участвовало ещё три пианиста одного с Розой возраста, но ни один из них не мог с ней сравниться ни по масштабам своего дарования, ни по законченности исполнения. Польская газета «Kurjer Warszawski» писала: «Исполнение Розы Тамаркиной наделено эмоциональными чертами уже сложившейся художественной индивидуальности, которая бы сделала честь не одному взрослому пианисту».
После этой впечатляющей победы, карьера пианистки интенсивно набирает обороты. Она активно концертирует по городам России, совмещая насыщенную гастрольную деятельность с учебой в классе Александра Борисовича Гольденвейезра. На выступлениях Розы Тамаркиной практически всегда аншлаги. Слава, признание, творческий авторитет пианистки неуклонно растут. Вскоре по возвращении из Варшавы её награждают — «за исключительные успехи в области музыкального искусства» — орденом Знак Почёта. Студентку, не достигшую ещё двадцатилетнего возраста, в 1939 году избирают депутатом Моссовета. В 1940-м она с отличием заканчивает консерваторию и поступает в аспирантуру сначала к Гольденвейзеру, а в 1943-м переходит в класс Константина Игумнова. Во время войны, находясь в эвакуации вместе с коллективом консерватории, Тамаркина продолжает выступать, в конце 1942-го играет концерт в Москве. С 1947 года она, не прекращая концертной деятельности, начинает преподавать в консерватории ассистенткой в классе Игумнова…