Роза Тамаркина — одаренная и неповторимая
15 мая 2013
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Программа «Там, где кончаются слова» открывает цикл передач о выдающейся советской пианистке Розе Владимировне Тамаркиной…
Алексей Панов: «Ее звезда взошла на концертном небосклоне советской музыкальной сцены в середине 30-х годов. Это было замечательное время — как определяет музыковед Геннадий Цыпин, это была поистине „золотая пора“: советское государство только что оправилось от разрухи Гражданской войны, и стал возникать интерес к исполнительскому искусству. В филармонические залы потянулись новые слушатели, которые с искренним порывом принялись открывать для себя чарующий мир музыки. В это же время удивительным образом стали возникать новые исполнительские кадры — это были исполнители новой страны. Тогда, в отличие от сегодняшнего времени, исполнительские конкурсы были большой редкостью, и поэтому каждая победа наших исполнителей ценилась на вес золота. Этих исполнителей, получавших премии на престижных международных состязаниях, знала вся страна. Сегодня в это трудно поверить — но тогда в период всенародных празднеств, когда на площадях собирались огромные массы народа и несли транспаранты с плакатами вождей советского государства, вместе с ними демонстранты несли и портреты советских музыкантов. Вся страна знала имена Григория Гинзбурга, Льва Оборина, Елизаветы и Эмиля Гилельсов, Марины Козолуповой. В этот же ряд вошла и изумительная пианистка — Роза Владимировна Тамаркина…»
Роза Тамаркина родилась 23 марта 1920 года в Киеве, в семье рабочих. Ее мать — Анна Львовна — обладала музыкальным слухом и хорошо пела. Роза была младшим ребенком в семье и с ранних лет проявляла впечатляющие способности к музыке. В 1925 году в возрасте пяти лет Роза поступила в школу 1-й ступени Киевской консерватории в класс Надежды Марковны Гольденберг.
В 1930 году при Московской консерватории по инициативе выдающегося педагога и музыканта Александра Борисовича Гольденвейзера была создана специальная группа для одаренных детей, которая позднее превратилась в Центральную музыкальную школу-десятилетку. В эту группу была принята и юная Роза Тамаркина — в класс А. Д. Артоболевской. А Гольденвейзер на долгие годы стал ее наставником, преподавателем и другом. Именно у него Роза Тамаркина закончила Московскую консерваторию.
Алексей Панов: «Это сотрудничество было поистине уникальным. Надо сказать, что Гольденвейзер заведомо не воспринимал вундеркиндство как таковое. В своих учениках он хотел видеть прежде всего музыкантов — поэтому к каждому подходил индивидуально, пытаясь найти и раскрыть сильные стороны каждого из воспитанников. Роза Тамаркина была одной из лучших его учениц. Впоследствии он вспоминал о ней:
«Заниматься с Розой было большой художественной радостью. Она учила все легко и быстро, налету схватывала все указания и своей обаятельной артистической индивидуальности. В игре Тамаркиной гармонично сочетались естественность и простота замысла, безукоризненная техническая отделка, безупречный вкус и то свойство, которым обладают только особенно одаренные натуры: способность одинаково неотразимо воздействовать на широкого слушателя и на слушателя высококвалифицированного».
Многие из близких друзей и исследователей творчества Розы Тамаркиной отмечали, что в ней как будто существовало два человека: первый — это ребенок, который мыслит, фантазирует и все время ищет в музыке нечто глубокое и серьезное, а второй — гармоничная артистическая натура — человек веселый и радостный, любящий жизнь и людей. Неудивительно, что и в музыке ей особенно близка была лирико-романтическая культура…»