«Слепой» Вилли Джонсон — великий блюзмен ХХ века
5 декабря 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Выпуск программы «Там, где кончаются слова» посвящен еще одному выдающемуся незрячему чернокожему музыканту, искусному гитаристу и блистательному исполнителю блюза — «Слепому» Вилли Джонсону…
«Слепой» Вилли Джонсон (Blind Willie Johnson), родился около 1902 года (точная дата рождения музыканта неизвестна) в Марлине, Техас.
По мнению многих, он является величайшим и наиболее популярным исполнителем евангелических композиций, записывавшихся в довоенные годы. Его мощный вокал и великолепная игра на гитаре обеспечили продажу записей музыканта даже в годы Великой Депрессии.
Называются различные причины слепоты Джонсона, из которых наиболее правдоподобной выглядит та, по которой мачеха Вилли плеснула ему в лицо щелочью во врем припадка истерической злобы, когда ему было около семи лет. Сам он, по утверждению некоторых знавших его людей, настаивал на том, что ослеп из-за ношения непригодной пары очков. То, что в результате потери зрения Джонсон был вынужден заняться музыкой — частый сюжет в истории многих слепых чернокожих музыкантов, но еще раньше Джонсон высказывал желание стать проповедником. На пртяжении всей своей жизни он сочетал эти два своих призвания, сочиняя выдающуюся по силе воздействия на слушателей музыку религиозного содержания, которую исполнял как уличный музыкант, зарабатывая таким образом на жизнь.
Несмотря на его глубокую религиозность, он изредка исполнял светскую музыку, и якобы даже записал два неизданных блюза под псевдонимом «Слепой Тексас Марлин» (Blind Texas Marlin) для фирмы «Коламбия» (Columbia).
Джонсон начал записываться на «Коламбии» в декабре 1927 года, и его первая пластинка сразу же имела успех — было продано свыше 15,000 экземпляров. К апрелю 1930 года он записал в общей сложности тридцать композиций, выдерживая уровень качества музыки, поразительный даже по современным стандартам.
На многих из записей Джонсона присутствует женский вокал. Долгое время считалось, что голос принадлежит его жене Энджелин, однако в последнее время исследователи творчества музыканта склоняются к тому, что речь идет о ранней подруге Джонсона по имени Вилли Б. Харрис. Записываясь вместе с вокалисткой, Джонсон предпочитал петь в грубой, неблагозвучной манере, обычно используя так называемый «ложный бас», а выступая соло, использовал гитару как замену сопровождающему вокалу, зачастую дополняя гитарными соло незаконченные вокальные фразы. Он умел виртуозно играть перебором, но в основном знаменит своей выдающейся техникой игры слайдом.
В передаче, посвященной творчеству «Слепого» Вилли Джонсона, принимает участие известный российский и американский культуролог, театральный обозреватель газеты «The Moscow Times» – Джон Фридман.