«Слепой» Вилли МакТелл
31 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В студии радио «Орфей» уже знакомый слушателям программы «Там, где кончаются слова» — американский культуролог и театральный обозреватель Джон Фридман, который на этот раз рассказывает о легендарном блюзовом музыканте Виили МакТелле…
Оксана Мысина: Джон, твоя родная земля — Америка, и я знаю, что с детства ты влюблен в музыку, корни которой происходят из блюза, джаза и спиричуэлс — этих очень загадочных для русского слуха жанров, но в то же время столь же притягательных и прекрасных, поскольку в них ощущается невероятный трагизм и глубина человеческой жизни…
Джон Фридман: И это в значительной степени отражает американскую жизнь, которая не такая уж простая и беспечная, как всем всегда кажется. Американская жизнь весьма трудная и тоже во многом трагическая. Как правило, блюз пели афроамериканцы, у которых, как мы прекрасно знаем, судьба была очень сложной. Эти люди всегда были вынуждены где-то искать поддержку. Эту поддержку они обрели в двух местах — на улице и в церквях, что непосредственным образом повлияло на формирование их музыкальной культуры…
Герой передачи — потрясающий незрячий музыкант, американский исполнитель блюза, автор песен и гитарист Вилли МакТелл по прозвищу «Слепой» (амер. Blind Willie McTell). Именно его называют человеком, популяризовавшим блюз. Блюзу Вилли МакТелл посвятил всю свою жизнь. Никогда не пользовавшегося широкой популярностью при жизни, сегодня в Америке его называют королем и душой блюза.
Слепой от рождения, МакТелл начал обучаться игре на гитаре еще в детстве под влиянием родственников и соседей в Стейтсборо, Джорджия, где он тогда рос. Подростком посещал школу для слепых. К 1927 году Вилли был уже сложившимся гитаристом с мягким, приятным вокальным стилем. К этому периоду относятся его первые записи и такие, ставшие уже классикой, композиции, как «Statesboro Blues», «Mama Tain`t Long Fo Day» и «Georgia Rag».
В 20-е и 30-е годы МакТелл жил в Атланте и часто путешествовал, зарабатывая себе на жизнь выступлениями и регулярными записями на пластинки для трёх различных фирм грамзаписи, иногда под псевдонимами Блайнд («Слепой») Сэмми (Blind Sammie) и Джорджиа Билл (Georgia Bill). На большинстве записей он играет на 12-струнной гитаре, популярной у музыкантов из Атланты, но особенно полезной для МакТелла, поскольку она позволяла ему добиваться большей звучности исполнения во время игры на улицах. Мало кто — если вообще кто-нибудь — из блюзовых гитаристов может сравниться с МакТеллом в мастерстве игры на 12-струнной гитаре. Он умел использовать её резонаторные и перкуссионные возможности во время исполнения танцевальных номеров, и в то же время медленные блюзы исполнялись им с замечательной мягкостью.
В 1934 году Вилли женился, и в следующем году записал несколько номеров дуэтом со своей женой Кейт. В 1940 году Джон Ломакс осуществил запись МакТелла для Архива народной музыки (Folk Song Archive) Библиотеки конгресса. Изданные впоследствии полным собранием на дисках, эти записи с авторскими комментариями самого музыканта, сегодня представляют собой ценный раритет, сохранивший наследие одного из подлинных светил блюза.
В 40-е годы Вилли МакТелл стал исполнять больше музыки духовного содержания, и на его следующих записях, сделанных в 1949 и 1950 гг. значительную часть исполненного репертуара составляли спиричуэлы. В то время были изданы лишь некоторые из этих записей, большая часть увидела свет позднее.
В 1956 году управляющий одного из магазинов грампластинок устроил сессию записи Вилли МакТелла, в рамках которой музыкант сделал свои последние записи, остававшиеся неизданными вплоть до 60-х годов. Вскоре после этого МакТелл отошел от блюза, всецело посвятив себя исполнению религиозной музыки.