«Кэтлин Ферриер — от Баха до Малера»
20 июня 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Алексей Панов продолжает знакомить радиослушателей с искусством выдающейся английской певицы Кэтлин Ферриер…
Выбравшая своим творческим амплуа концертное исполнение, особое предпочтение в репертуаре Кэтлин Ферриер отдавала немецкой романтической классике. Особенно хорошо ей удавались произведения Шуберта и Брамса. Наряду с этим певица запомнилась и как великолепная малеровская певица.
В 1947 году на Эдинбургском фестивале она впервые исполнила симфонию-кантату Малера «Песнь о земле». Дирижировал великий Бруно Вальтер. Исполнение симфонии стало сенсацией фестиваля.
Вообще трактовки Феррьер произведений Малера составили замечательную страницу в истории современного вокального искусства. Об этом ярко и красочно пишет музыковед В. В. Тимохин:
«Кажется, что в сердце певицы находили особенный отклик малеровская скорбь, сострадание к своим героям…
Удивительно тонко чувствует Феррьер живописно-изобразительное начало музыки Малера. Но ее вокальная живопись не просто красива, она согрета горячей нотой участия, человеческого сочувствия. Исполнение певицы выдержано не в приглушенном, камерно-интимном плане, оно захватывает лирической взволнованностью, поэтической просветленностью».
Другой знаменательной страницей в творчестве Кэтлин Ферриер стало исполнение духовных произведений Баха. Особый успех певица снискала в в пассионах и Мессе си-минор. Вот, как писал об этом В. В. Тимохин:
«Отличительные черты художественной манеры Феррьер — высокое благородство и мудрая простота — с особой силой впечатляют в ее баховских трактовках, полных сосредоточенной углубленности и просветленной торжественности. Феррьер великолепно чувствует монументальность баховской музыки, ее философскую значительность и возвышенную красоту. Богатством тембровой палитры своего голоса она расцвечивает баховскую вокальную линию, сообщает ей поразительную „многоцветность“ и, что самое главное, эмоциональную „объемность“. Каждая фраза у Феррьер согрета горячим чувством, — конечно, оно не носит характера открытого романтического высказывания. Экспрессия певицы всегда сдержанна, но есть в ней одно замечательное качество — богатство психологической нюансировки, что для баховской музыки приобретает особенную важность. Когда Феррьер передает своим голосом настроение печали, слушателя не покидает ощущение, что в недрах его словно вызревает зерно драматического конфликта. Подобно этому, и светлое, радостное, приподнятое чувство имеет у певицы свой „спектр“ — тревожную трепетность, взволнованность, импульсивность».
Вы услышите Кэтлин Ферриер в репертуаре Брамса и Шуберта, «Песнях об умерших детях» Малера и Мессе си-минор Баха…