«Блистательная и одинокая — Кэтлин Ферриер»

  • 13 июня 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Программа «Там, где кончаются слова» представляет великую английскую певицу, обладательницу великолепного контральто, с искусством которой связана целая страница английской вокальной музыки — Кэтлин Ферриер…
Музыковед В. В. Тимохин писал: «Кэтлин Феррьер обладала одним из красивейших голосов нашего столетия. У нее было настоящее контральто, отличавшееся особой теплотой и бархатистостью тона в нижнем регистре. На протяжении всего диапазона голос певицы звучал насыщенно и мягко. В самом его тембре, характере звучания были какие-то „изначальная“ элегичность и внутренний драматизм. Подчас нескольких фраз, спетых певицей, было достаточно, чтобы создать у слушателя представление об образе, полном скорбного величия и строгой простоты. Неудивительно, что именно в этой эмоциональной тональности решены многие замечательные артистические создания певицы».
Кэтлин Мэри Феррьер родилась 22 апреля 1912 года в городе Хайгер Уолтон (графство Ланкашир), на севере Англии. Ее родители пели в церковном хоре и с ранних лет прививали девочке любовь к музыке. В средней школе города Блэкберна, где Кэтлин получала образование, она также научилась играть на фортепиано, пела в хоре, приобрела знания по основным музыкальным дисциплинам.
Семья сильно нуждалась, и потому в четырнадцать лет Кэтлин была вынуждена оставить школу и устроиться работать телефонисткой. Однако занятия музыкой девушка не прекращала, освоила фортепиано, хорошо пела. Это помогло ей победить в конкурсе молодых музыкантов, который проводился в соседнем городке. Каково же было удивление всех, когда жюри присудило две первых премии — по пению и по фортепиано — и лауреат был один — Кэтлин Ферриер.
Однако только в двадцативосьмилетнем возрасте (!) она стала брать постоянные уроки пения в Блэкберне. К тому времени началась Вторая мировая война. Так что первые выступления певицы были на заводах и госпиталях, в расположении воинских частей.
Кэтлин выступала с английскими народными песнями, и с большим успехом. Ее сразу полюбили: красота голоса и безыскусная манера исполнения покорили слушателей. Порой начинающую певицу приглашали и на настоящие концерты, с участием профессиональных музыкантов. Свидетелем одного из таких выступлений стал известный дирижер Малколм Сарджент. Он порекомендовал молодую певицу руководству лондонской концертной организации.
В декабре 1942 года Феррьер появилась в Лондоне, где занималась у видного певца и педагога Роя Гендерсона. Вскоре она начала свои выступления. Кэтлин пела и соло, и вместе ведущими английскими хоровыми коллективами. С последними она исполняла оратории Генделя и Мендельсона, пассивны Баха. В 1943 году состоялся дебют Феррьер в качестве профессиональной певицы в «Мессии» Генделя.
В 1946 году певица познакомилась с композитором Бенджамином Бриттеном, имя которого было на устах у всех музыкантов страны после премьеры его оперы «Питер Граймс». Бриттен работал над новой оперой «Поругание Лукреции» и уже наметил состав исполнителей. Лишь партию героини — Лукреции, воплощения чистоты, хрупкости и незащищенности женской души, долгое время не решался никому предложить. Наконец Бриттен вспомнил о Феррьер — певице-контральто, которую слышал год назад.
Премьера «Поругания Лукреции» состоялась 12 июля 1946 года, на первом послевоенном Глайндборнском фестивале. Опера прошла с успехом. В дальнейшем труппа Глайндборнского фестиваля, в которую вошла и Кэтлин Феррьер, исполнила ее более шестидесяти раз в различных городах страны. Так имя певицы приобрело широкую известность у английских слушателей.
Через год Глайндборнский фестиваль вновь открылся оперной постановкой с участием Феррьер — на этот раз «Орфеем и Эвридикой» Глюка.
Партиями Лукреции и Орфея ограничилась оперная карьера Феррьер. Большой опере певица предпочла концертную эстраду…
По материалам http://www.belcanto.ru
В программе вы услышите Кэтлин Ферриер в ее единственных оперных партиях Лукреции и Орфея, а также английские баллады в исполнении певицы, которые удавались ей особенно хорошо…

Последние выпуски программы

Забытые имена: пианист Юрий Егоров. Передача вторая

Алексей Панов продолжает свой рассказ о советско-нидерландском пианисте Юрии Егорове и его трагической судьбе.

Забытые имена: пианист Юрий Егоров. Передача первая

Имя пианиста Юрия Егорова сейчас мало что говорит любителям фортепианной музыки.В советское время из-за клейма «невозвращенца» о нём не упоминали.

Георг Отс. Передача вторая

Продолжение рассказа о Георге Карловиче Отсе, эстонском эстрадном и оперном певце и обладателе потрясающего баритона.