Морис Равель. Концерт для левой руки
2 ноября 2011
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Продолжение разговора о Пауле Витгенштейне. На этот раз в фокусе программы — Концерт Мориса Равеля, написанный специально для левой руки и посвященный Паулю Витгенштейну…
Алексей Панов: «...Сегодня мы коснемся одного из замечательных произведений — это одно из грандиознейших сочинений ХХ века — Концерт для левой руки Мориса Равеля. Сама задача была очень необычной — написать Концерт для левой руки, а еще — создать полноценное произведение, которое не было бы дидактическим или облегченным, выставляя пианиста в несколько подчиненной роли. Нет. Равель ставил перед собой иную задачу, и он её выполнил замечательно. Потому что родилось произведение, которое, по сути, стало не только мистическим в ощущении собственной судьбы композитора, но и очень важным во всей истории ХХ века. Потому что и исполнитель, которому это произведение посвящено — Витгенштейн, и сам Равель — оба были на фронте Первой мировой войны, и каждый из них стал жертвой этой войны. Сама война оставила в них колоссальный след. И в этом Концерте Равель тоже высказался об этой войне. Музыковеды по-разному трактуют это сочинение — одни трактуют его, как путь от смерти к жажде жизни, другие считают, что этот Концерт полностью трагичен. Тем не менее, это произведение — памятник эпохи, который синтезирует в себе ощущение от войны, и эта надломленность в нем все равно присутствует…»